Речевое развитие ребенка
16.12.2022
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно — это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник — это уже серьезная причина для беспокойства. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии?
Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?
В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
От 1,5 до 3 мес. — «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.
От 3 до 6 мес. — так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.
От 6 до 9 мес. — «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.
От 9 мес. до 1 года — первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу .
От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. — первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!
С 1 года 9 мес. до 2 лет — период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап — первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.
Если к 4 годам он не произносит 2- 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.
Что могло стать причиной нарушения речи?
Причин много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей — алкоголь и наркотики.
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь.
В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками — зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы.
А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону — за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка — движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.
Что же можно посоветовать?
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи.
Еще один очень важный момент — стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.
Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное — руководствоваться принципом «Не навреди».
Речь ребенка — важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.