1
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3
Цели и задачи программы………………………………………………....3
Оценка результативности в работе с детьми с ОВЗ……………………..5
Ожидаемые результаты……………………………………………………5
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному
рисованию…………………………………………………………………..6
Тематическое планирование занятий 1 блок……………………………..7
Тематическое планирование занятий 2 блок……………………………..10
Список литературы ……………………………………………………………………12
Приложение……………………………………………………………………………..13
2
Пояснительная записка
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира
посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и
самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных
технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и
мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу
внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет
увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место
в окружающем мире.
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах
деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным
видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно
ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к
возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и
т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность
выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных
детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к
возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным
препятствием в развитии ребенка.
Рисование способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи
и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук.
Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми.
Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В
творческом процессе малыш учится различать цвета и оттенки, поймет, что
такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий
мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции
словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги
радужными образами.
Актуальность заключается в том, что на развитие ребенка с ОВЗ
положительное влияние оказывают нетрадиционные техники рисования,
когда традиционные формы рисования могут быть технически сложными.
Цели и задачи программы
Содержание программы «Волшебные краски» предусматривает освоение
детьми различных нетрадиционных техник рисования.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых
материалов, инструментов, способов изодеятельности, которые не являются
3
общепринятыми.
В данном случае наиболее доступными являются
такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска и
набрызга, кляксография и т д.
Преимущества нетрадиционных техник
Не требуют специальных способностей или навыков;
Являются средством невербального общения и самовыражения;
Расширяют кругозор за счет нестандартной работы с различными
художественными материалами;
Не утомляют детей, сохраняя активность на протяжении всего времени,
отведенного на выполнение задания;
Формируют положительные эмоции, помогают повысить самооценку;
Продукты творчества являются средством для динамической оценки
изменений в состояниях детей.
Освоение данных техник позволит расширить кругозор детей с
ограниченными возможностями здоровья, будет способствовать развитию
мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического
отношения и художественно – творческих способностей.
Приобретая теоретические и практические навыки работы различными
техниками рисования, дети с ограниченными возможностями здоровья не
только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и
познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в
процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей
деятельности дома.
Цель Формирование и укрепление психологического здоровья ребенка, и
развитие его творческого потенциала
Каждое занятие, входящее в предложенную дополнительную
образовательную программу, решает несколько задач, а именно:
Расширять эмоциональный опыт;
Обучать
новым
приёмам
рисования
и
развивать
умение
экспериментировать;
- Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей;
- Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
- Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности; - Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;
- Развивать познавательные процессы;
Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
4
Оценка результативности в работе с детьми с ОВЗ
В оценке результатов важным является не стремление достичь
показателей нервно-психического развития, а личные достижения
конкретного ребенка (например, вчера не мог держать карандаш или держал
его с помощью взрослого, а сегодня делает это самостоятельно).
Временные границы освоение даже элементарных технических навыков
ребенком с ОВЗ не могут быть четко прогнозируемы, и чаще всего
пролонгированы во времени. Поэтому принятие индивидуального темпа
развития и анализ личных достижений и будут показателем положительной
динамики психофизического развития ребенка.
Критериями оценки эффективности являются: эмоциональное состояние
ребенка до и после занятия; поведение ребенка во время занятия, изменения
за определенный период сопровождения.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать: о разнообразии техник нетрадиционного рисования; о
свойствах и качествах различных материалов; о технике безопасности во
время работы.
Дети будут уметь: договариваться между собой при выполнении
коллективной работы; анализировать, определять соответствие форм,
размеров, цвета, местоположения частей; создавать индивидуальные работы;
использовать различные техники и способы создания рисунков; аккуратно и
экономно использовать материалы.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия
Режим занятий: один раз в неделю
Продолжительность занятий: 25 - 30 минут
Программа рассчитана на один год обучения.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а
также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с
тяжёлыми и множественными нарушениями.
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач,
однако, обязательными элементами каждого занятия являются:
- Эмоциональный настрой.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления
зрительно – двигательных мышц.
5
- Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического
здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному
рисованию:
Наблюдение - проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в
изобразительной деятельности.
Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения какихлибо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.
Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения
интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.
Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам,
способам действия с предметом, материалом.
Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель
которого - формирование определенных творческих способностей ребенка.
Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий,
дает им положительную оценку.
6
Октябрь
Тематическое планирование занятий
1 блок
Дата
1неделя
Тема
Рисование мыльной пеной
«Волшебные сны»
2 неделя
Рисование мыльной пеной
«Облака»
3 неделя
Отпечатывание листьев
«Листопад»
4 неделя
Отпечатывание листьев
«Осенний лес»
1неделя
Искусство набрызга
«Осенний букет»
Искусство набрызга
Декабрь
Ноябрь
2 неделя
3 неделя
Техника "расчесывания"
краски «Фантазия»
4 неделя
Техника "расчесывания"
краски (с алиментами
аппликации) «Еж»
1неделя
Рисование по воску
«Снежинка»
2 неделя
Рисование по воску
«Узоры на окне»
3 неделя
Оттиск поролоном по
трафарету «Сугробы»
4 неделя
Оттиск поролоном по
трафарету + рисование
мыльной пеной «Зеленая
красавица»
Программное содержание
Познакомить детей с техникой «рисования
мыльной пеной»;
развивать воображение, фантазию;
поощрять детское творчество,
инициативу;
соблюдать технику безопасности при
работе с мыльным раствором;
Познакомить детей с техникой
отпечатывание листьями.
Воспитывать интерес к осенним
явлениям природы.
Вызывать эмоциональную отзывчивость
на красоту осени.
Развивать у детей видение
художественного образа и замысла через
природные формы.
Формирование основ работы
акварельным набрызгом. Формирование
знаний последовательности выполнения
работы
Знакомство с особенностями создания
изображения в технике «расчесывание» по нанесенному на бумагу слою краски
проводят инструментом, похожим на
расческу или щетку, создавая характерные
линии и узоры. Этот метод позволяет
создать объемный фон для последующего
рисунка, который можно выполнять как
традиционными (кистью), так и другими
нетрадиционными техниками.
Формировать умение выполнять рисунки с
помощью восковых свечей и акварельных
красок. Развивать творческие
способности, мелкую моторику рук,
фантазию. Воспитывать интерес к
различным видам творчества. Вызвать
радостные эмоции от результатов своего
труда.
Познакомить с новым способом
получения изображения – рисованием
поролоновой губкой. Формировать
умение применять на практике
нетрадиционные техники рисования.
7
Оттиск смятой бумагой +
печать пробкой
«Рождественский венок»
Показать детям возможность получения
изображения с помощью отпечатка смятой
бумаги. Формировать представления о
свойстве бумаги (мягкая). Познакомить
с нетрадиционной техникой печатания
пробкой.
Развивать мелкую моторику рук.
Вызывать эмоциональный отклик на
новый способ рисования.
Развивать творческое мышление,
воображение и восприятие.
2 неделя
Оттиск смятой бумагой
«Зима»
3 неделя
Кляксография «Цыпленок»
4 неделя
Кляксография
(самостоятельное
творчество)
1неделя
Рисование ладошкой
«Рыбка»
2 неделя
Рисование ладошкой
«Петушок»
3 неделя
Искусство набрызга +
рисование мыльной пеной
«Кораблик»
Февраль
Январь
1неделя
Март
4 неделя
1неделя
Рисование по мятому листу
«Тюльпан»
2 неделя
Рисование по мятому листу
«Вечер»
Кляксография + выдувание
из трубочки + ватные
палочки «Весеннее дерево»
8
Знакомство со способом изображения
«кляксография». Учить дорисовывать
детали объектов, полученных в ходе
спонтанного изображения, для придания
им законченности и сходства с реальными
образами. Развивать воображение,
фантазию, интерес к творческой
деятельности.
Познакомить детей с возможностью
создания образов на основе одинаковых
элементов. Вызвать интерес к собственной
руке; совершенствовать технику
печатания ладошками. Развивать
воображение, цветовосприятие.
Формирование умения использовать в
работе несколько техник нетрадиционного
рисования (акварельным набрызгом и
мыльной пеной). Закрепление знаний
последовательности выполнения работы.
Познакомить с новой техникой рисования
— рисование на мятой бумаге; закрепить
умение рисовать концом ворса и всей его
поверхностью; развивать мелкую
моторику рук, воображение, нагляднообразное мышление; учить создавать
композицию, правильно окрашивать фон;
учить эмоционально - образному
восприятию цвета; развивать
художественно – творческие способности.
Совершенствовать умения детей в
различных техниках; учить детей
передавать образ деревьев в технике
кляксография с трубочкой; закрепить
знания о сезоне; воспитывать эстетическое
Апрель
4 неделя
Кляксография + выдувание
из трубочки (с элементами
аппликации)
«Дождик»
восприятие природы; показать
выразительность этого метода,
тренировать дыхание, развивать
фантазию; учить выполнять рисунок
аккуратно.
1неделя
Штампы
Учить создавать изображения с помощью
различных отпечатков. Показать детям,
что для этого используются подручные
материалы, такие как овощи, фрукты,
картонные втулки, крышки, листья и даже
макаронные изделия, которые обмакивают
в краску и прикладывают к бумаге. Эта
техника развивает воображение,
творческие способности и уверенность в
себе, а также избавляет детей от страха
перед «чистым листом»
2 неделя
Штампы «Русская народная Учить украшать цветами матрешку,
игрушка- матрёшка»
воспитывать эстетическое восприятие
изделий народных мастеров; учить
пользоваться нужными печатками,
самостоятельно выбирая узор, применять
ватные палочки (для мелких элементов
узора).
Рисование по сырому
Познакомить с
«Сказочные цветы»
техникой рисования по сырому. Помочь в
создании выразительного образа.
Рисование по сырому
Развивать воображение,
«Узор на платье»
наблюдательность.
Рисование по мятому листу Закреплять умение рисовать по мятому
+ Кляксография
листу, используя технику «кляксография»;
«Одуванчик»
развивать уверенность в своих силах;
способствовать снятию детских страхов;
Самостоятельное
развивать пространственное мышление;
творчество
учить детей работать с разнообразным
материалом;
Рисование по сырому +
Закреплять умение рисовать по сырому,
кляксография + монотипия используя технику «кляксография»,
«Бабочка»
монотипия; развивать уверенность в своих
силах;
Самостоятельное
способствовать снятию детских страхов;
творчество
развивать пространственное мышление;
учить детей работать с разнообразным
материалом;
3 неделя
4 неделя
1неделя
Май
2 неделя
3 неделя
4 неделя
9
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Тематическое планирование занятий
2 блок
Дата
1неделя
Тема
Рисование ватными
палочками «Пуантилизм»
«Осеннее настроение»
2 неделя
Рисование ватными
палочками «Пуантилизм»
1неделя
Штампики из пластилина
2 неделя
Штампики из ниток
1неделя
Рисование в технике
отпечатка (гофрокартон +
рулончика от туалетной
бумаги)
2 неделя
Рисование в технике
отпечатка (гофрокартон +
рулончика от туалетной
бумаги) «Зеленая
красавица»
Программное содержание
Познакомить детей с техникой рисования
ватными палочками;
Воспитывать интерес к осенним
явлениям природы.
Вызывать эмоциональную отзывчивость
на красоту осени.
Развивать ум ребенка, его математические
способности, конструктивное мышление,
умение планировать результат,
просчитывать рисунок.
Развивать воображение, фантазию;
поощрять детское творчество,
инициативу;
Знакомство с особенностями создания
изображения штампиками из пластилина.
Формирование знаний
последовательности выполнения работы
Продолжать знакомить с техникой
рисования штампиками.
Развивать воображение, фантазию;
поощрять детское творчество,
инициативую.
Познакомить с новым способом
получения изображения – рисование
отпечатком.
Развивать творческие способности,
мелкую моторику рук, фантазию.
Воспитывать интерес к различным видам
творчества. Вызвать радостные эмоции от
результатов своего труда.
Формировать умение
выполнять рисунки отпечатками.
Учить применять на практике
нетрадиционные техники рисования.
10
Рисование в технике
«штриховка»
Показать детям возможность получения
изображения методом штриховки
Развивать мелкую моторику рук.
Вызывать эмоциональный отклик на
новый способ рисования.
Развивать творческое мышление,
воображение и восприятие.
2 неделя
Рисование в технике
«штриховка»
1неделя
Рисование ладошкой
«Рыбка»
2 неделя
Искусство набрызга +
рисование мыльной пеной
«Кораблик»
1неделя
Кляксография с трубочкой
Формировать умение рисовать используя
штриховку. Развивать воображение,
фантазию, интерес к творческой
деятельности.
Познакомить детей с возможностью
создания образов на основе одинаковых
элементов. Вызвать интерес к собственной
руке; совершенствовать технику
печатания ладошками. Развивать
воображение, цветовосприятие.
Формирование умения использовать в
работе несколько техник нетрадиционного
рисования (акварельным набрызгом и
мыльной пеной). Закрепление знаний
последовательности выполнения работы.
Познакомить с новой техникой рисования
— кляксография с трубочкой;
учить эмоционально - образному
восприятию цвета; развивать
художественно – творческие способности.
2 неделя
Кляксография + выдувание
из трубочки + ватные
палочки «Весеннее дерево»
Совершенствовать умения детей в
различных техниках; учить детей
передавать образ деревьев в технике
кляксография с трубочкой; закрепить
знания о сезоне; воспитывать эстетическое
восприятие природы; показать
выразительность этого метода,
тренировать дыхание, развивать
фантазию; учить выполнять рисунок
аккуратно.
1неделя
Ниткография
2 неделя
Ниткография
Познакомить с техникой рисования нитью.
Развивать мелкую моторику, воображение,
фантазию, творческое мышление.
Продолжать знакомить с ниткографией.
Помочь в создании выразительного
образа. Развивать воображение,
наблюдательность.
Познакомить с новой техникой; развивать
М
а
й
Апрель
Март
Февраль
Январь
1неделя
1неделя
Рисование объемными
11
красками
2 неделя
уверенность в своих силах;
способствовать снятию детских страхов;
развивать пространственное мышление;
Учить детей работать с разнообразным
материалом.
Рисование объемными
красками
12
Список литературы
1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники. Планирование, конспекты занятий. Под ред..-М.:Сфера2005
Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд.3е,
переработанное и дополненное. Учебное пособие-М.: Педагогическое общество
России,2005-176с.
3. Щербатова, Н. Г. Организация художественного творчества детей с
ограниченными возможностями здоровья / Н. Г. Щербатова. — Текст :
непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы
VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО
"Издательство АСГАРД", 2016. — С. 221-224. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9856/
2. Комарова
13
Приложение
Техники, используемые в учебном процессе
Техника
Монотипия.
Рисование
мыльной пеной.
Рисование
мыльными
пузырями.
Отпечатывание
листьев, и др.
Описание
Образец
Слово «монотипия» состоит из двух
греческих. «Monos» — один, «typos» —
отпечаток. Мыпытаемся найти образ
вслучайном отпечатке. Так же техника
используется для зеркального отражения
объектов. С ее помощью можно нарисовать
симметричные предметы или отражение на
водной глади.
Краска смешивается с жидким мылом и
выдувается при помощи трубочки для
коктейля на лист.
Для этого в растворы мыльной воды
добавляются краски или пищевой
краситель. Берем соломинку для коктейлей
и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри
поднялись в стаканчике. Когда пена
поднялась, берем плотную бумагу и
прислоняем ее к мыльной пене. Таким
образом, можно одним листом бумаги
пройтись по всем цветам. Для творчества
лучше брать плотную бумагу, а еще лучше
бумагу для акварели.
Покрываем лист дерева красками одного
цвета или разными цветами со стороны
выпуклых прожилок, не оставляя пустых
мест и не забывая окрашивать края. Затем
лист дерева прикладываем окрашенной
стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его
с места, иначе отпечаток будет нечётким,
смазанным. Для получения отпечатка
плотно прижимаем лист к бумаге. Затем
берём листочек за черенок и осторожно
снимаем его с поверхности бумажного
листа.
14
Печать-клише.
Рисование по
сырому.
Рисование по
мятому листу.
Рисование по
воску.
Для ее исполнения, кроме красок,
понадобится заранее подготовленный
деревянный брусок, который удобно будет
держать в руке. На гладкий конец бруска
наклеивается картон, а уже на него
мастерятся и прикрепляются узоры.
Материалом для их изготовления может
послужить веревка или же бумага. Кроме
того, можно превратить в печати различные
подручные средства, например, баночки изпод маминого крема с рельефным узором на
крышке, старые чайные ложечки с
рельефным узором, плоские ракушки и
многое другое.
Техника, где краска наносится на
увлажнённую поверхность. В основном
применяется для создания эффекта мягкого
размытого фона на картинке.
Нужно найти золотую середину: слишком
сухой лист не позволит краске красиво
растекаться. Если же воды слишком много,
краска растечется по всему листу и так
же рисунок может, не получится.
Смачивается лист быстрыми движениями,
рука движется свободно. Можно не
смачивать весь лист сразу, а смочить только
то место где будете сейчас рисовать.
Дети сами аккуратно сминают лист бумаги,
расправляют и рисуют на нем.
Эта техника интересна тем, что в местах
сгибов бумаги (там, где нарушается ее
структура) краска, при закрашивании,
делается более интенсивной, темной - это
называется «эффектом
мозаики», получаются «старинные
картины», как будто их нарисовали очень
давно и краска на них потрескалась.
Для рисования по воску потребуется
акварель и воск (восковые карандаши или
обыкновенные свечи). Изображается какойнибудь несложный узор на листке бумаги, а
затем закрашивается акварелью. Там, где
был нанесен воск, краска не ляжет - и на
цветном фоне останется прозрачный
рисунок.
15
Рисование
набрызгом.
Рисунок в этой технике выполняется
жесткой кистью или зубной щеткой.
Обмакиваем кисть в гуашь и
разбрызгиваем по листу.
Кляксография.
Лист смачивается водой. Дозируем
количество клякс. Их должно быть
меньше, иначе они сольются в одну
большущую кляксу. Форму кляксы
можно доработать, добавив деталей:
точки, линии, кружки.
16