1
Содержание
1.
Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной
3
3
общеразвивающей программы
1.2. Актуальность программы
3-4
1.3. Нормативно-правовые документы
4
1.4. Срок реализации программы
4
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
5
1.6.
Отличительные особенности программы
5
1.7.
Срок реализации программы
5
Цель и задачи программы
5
2.
2.1. Методы обучения
6
2.2
Форма обучения
6
2.3.
Методика обучения
6
2.4.
Рабочие материалы и инструменты
6
2.5.
Ожидаемые результаты
6
3.
Перспективный план
7 - 15
4.
Учебно – календарный график
16 - 18
5.
Список литературы
18 - 19
2
1. Пояснительная записка
Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются
высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения
речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие
потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого
человека.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает
возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены
из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким
образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических
движений
языком,
губами,
челюстью,
сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие
движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль
гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и
дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы - социально – гуманитарная.
Направление дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы по артикуляционной гимнастике «Весёлый язычок» - коррекционноразвивающее социально – гуманитарной направленности.
Программа направлена на профилактику речевых нарушений у младших
дошкольников.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» является
модифицированной, составлена на основе программы НищевойН.В. «Примерная
программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для
детей с ОНР (с 3 до 7 лет)», специальной методической литературы,
собственного многолетний опыт работы на дошкольном логопункте.
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста средней
группы (4-5лет). Дети принимаются без специального отбора.
1.2. Актуальность программы
Актуальностью занятий по программе «Весёлый язычок» является то, что
артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и
патогенеза.
3
Она включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,
мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так
и каждого звука той или иной группы.
1.3. Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов,
регулирующих
систему
деятельности
объединений
дополнительного образования в образовательной организации:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 2014 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации: методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ».
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»;
7. Постановление Администрации Каргасокского района от 26.07.2018 г. №191
«Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном
образовании детей в муниципальном образовании «Каргасокский район» (в
редакции постановления Администрации Каргасокского района от 19.12.2018
№446; от 26.07.2019 №174; от 25.10.2019 №234; от 09.08.2021 №197.)
8. Приказом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020
г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования»;
9. Устав МБДОУ «Каргасокский детский сад № 34».
1.4. Срок реализации данной программы составляет 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения
на
реализацию
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы коррекционно-развивающей, социально –
гуманитарной направленности «Весёлый язычок», 1 час в неделю во второй
половине дня.
4
Форма проведения занятий подгрупповая (от 4-6 человек).
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Состав обучающихся постоянный – дети средней группы 4-5 лет.
1.6. Отличительные особенности программы
На каждом занятии используются комплексы пальчиковой гимнастики, которые
помогают в решении поставленных задач, снимают напряжение. Они
направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительномоторной и слухомоторной координации. Также способствуют речевому
развитию, четкому произношению, содействуют плавности и выразительности
речи, развивают память.
На занятиях предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на
развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса, а также использую новое
и интересное направление – биоэнергопластику.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кисти рук.
Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует
психологическим возможностям ребенка 4-5 лет.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: приучить детей к чёткой, точной координированной работе
артикуляционного аппарата. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха,
активизация мышц губ.
Задачи программы:
Обучающий:
формировать умение следовать устным инструкциям;
познакомить детей с органами артикуляции, органами дыхания;
рассказать, что для четкого произношения звуков нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи - язык, губы, щёки, небо;
учить соединять движения артикуляционного аппарата с движениями
кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка.
Развивающие:
развивать внимание, память;
развивать артикуляционную моторику;
развивать у детей способность работать языком и руками одновременно;
приучать к точным движениям губ, языка;
развитие собственного речевого дыхания.
Воспитательные:
воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике;
воспитывать интерес к дыхательной гимнастике;
5
2.1. Методы обучения:
1.6. Отличительные особенности программы
1. Индивидуальный.
2. Групповой.
3. Практический.
4. Наглядный.
2.2. Формы обучения:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание картинок;
разучивание стихотворений;
2.3. Методика проведения артикуляционной гимнастики.
В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений,
скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы
групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения
на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не
количество упражнений, а качество их выполнения.
В результате обучения по данной программе дети:
научатся выполнять упражнения активно (самостоятельно ребенком) и
пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные
постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные;
научатся выполнять простые и веселые дыхательные упражнения;
научатся соединять движения артикуляционного аппарата с движениями
кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка
(биоэнергопластика).
2.4. Рабочие материалы и инструменты.
Зеркала для индивидуальной работы
Картинки для артикуляционной гимнастики
Раздаточный материал для пальчиковой гимнастики
Раздаточный материал для дыхательных упражнений
Детские столики и стульчики
2.5. Ожидаемый результат
В конце года дети будут выполнять артикуляционную гимнастику без
затруднений чётко и точно.
6
Ноябрь
2 неделя
Ноябрь
1 неделя
26 октября
Сроки
3. Перспективный план
программы дополнительного образования «Весёлый язычок» в средней группе
Тема
занятия
Мастер –
класс для
родителей по
артикуляцион
ной
гимнастике.
Вводное
«Давайте
познакомимся
»
Сказка о
Весёлом
Язычке
(статические
упражнения
для губ и
языка)
Интеграция
образовательных
областей
Программное содержание
Предметн
ое
обеспечен
ие
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Объяснить родителям
необходимость проведения
артикуляционной гимнастики
с детьми дома познакомить с
правилами организации
артикуляционной гимнастики
дома;
Формировать умения
осознанной, адекватной и
результативной помощи
детям;
Расширять степень
включенности родителей в
реализацию индивидуальных
коррекционных программ
работы с детьми.
Зеркала,
предметны
е картинки
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Познакомить детей с органами
артикуляции.
Рассказать, что для четкого
произношения звуков нужны
сильные, упругие и
подвижные органы речи язык, губы, щёки, небо.
Пальчиковая гимнастика
Зеркала,
предметны
е
картинки,
массажные
мячикиёжики,
бумажные
листочки
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка
полноценных
движений губ.
1. Улыбка.
Зеркала,
2. Хоботок (Трубочка).
предметны
3. Заборчик.
е
4. Бублик (Рупор).
картинки,п
5. Заборчик - Бублик.
ёрышки,
6.Улыбка - Хоботок.
суд-джок
7. Кролик.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
7
Ноябрь
3 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(статические
упражнения
для губ и
языка)
Ноябрь
4 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(динамически
е упражнения
для губ)
Декабрь
1 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(динамически
е упражнения
для языка и
упражнения
для щёк и губ)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка
полноценных
движений губ.
1. Улыбка.
2. Хоботок (Трубочка).
3. Заборчик.
4. Бублик (Рупор).
5. Заборчик - Бублик.
6.Улыбка - Хоботок.
7. Кролик.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка
полноценных
движений и укрепление мышц
губ.
1. Покусывание и почесывание
сначала верхней, а потом
нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
3. Пятачок.
4. Рыбки разговаривают.
5. Уточка.
6. Недовольная лошадка.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика
Выработка полноценных
движений и укрепление мышц
щёк.
1. Покусывание,
похлопывание и растирание
щек.
2. Сытый хомячок.
3. Голодный хомячок.
4. Рот закрыт. Бить кулачком
по надутым щекам, в
результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика
Зеркала,
предметны
е
картинки,п
ёрышки,
суд-джок
Зеркала,
предметны
е
картинки,
ватные
шарики,
карандаши
Зеркала,
предметны
е
картинки,
бумажные
бабочки,
ниточки и
бархатная
бумага
8
Декабрь
2 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Декабрь
3 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Декабрь
4 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенного
Зеркала,
положения языка. Статические предметны
упражнения для языка.
е
1. Птенчики.
картинки,
2. Лопаточка.
кубики,
3. Чашечка.
ватные
4. Иголочка (Стрелочка.
шарики,
Жало).
крупные
Дыхательные упражнения.
бусы
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенного
Зеркала,
положения языка. Статические предметны
упражнения для языка.
е
1. Птенчики.
картинки,
2. Лопаточка.
тарелочка
3. Чашечка.
с
4. Иголочка (Стрелочка.
картинкой
Жало).
и
5. Горка (Киска сердится).
горохом,
6. Трубочка.
сухой
Дыхательные упражнения.
бассейн
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенного
положения языка.
Зеркала,
Динамические упражнения для предметны
языка.
е
1. Часики (Маятник).
картинки,
2. Змейка.
бумажные
3. Качели.
чашечки,
4. Футбол (Спрячь конфетку).
счётные
5. Чистка зубов.
палочки
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
9
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Февраль
1 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
Весёлый
Язычок играл
с друзьями
зимой
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
Как Язычок
лепил
снеговика
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенного
положения языка.
Динамические упражнения
для языка.
6. Катушка.
7. Лошадка.
8. Гармошка.
9. Маляр.
10. Вкусное варенье.
11. Оближем губки.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения свистящих
звуков. Отработка упражнений
«Заборчик», «Окошечко»,
«Накажем не послушный
язык», «Лопаточка».
Дыхательные упражнения.
Биоэнергопластика.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения свистящих
звуков. Отработка упражнений
«Заборчик», «Окошечко»,
«Накажем не послушный
язык», «Лопаточка», «Чистим
зубки», «Кошка сердится».
Дыхательно-голосовые
упражнения.Зрительные
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Зеркала,
предметны
е
картинки,
бумажные
чашечки
Зеркала,
предметны
е
картинки,
бумажные
снежинки,
тарелочки
с манкой
Зеркала,
предметны
е
картинки,б
елые
салфетки
10
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
Как Язычок в
доме ремонт
делал.(компле
кс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
Как Язычок
ходил в гости
к Белочке.
(комплекс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
Зеркала,
необходимых для правильного
предметны
произношения свистящих
е
звуков. Отработка упражнений
картинки,
«Заборчик», «Окошечко»,
кубики,
«Накажем не послушный
ватные
язык», «Лопаточка», «Чистим
шарики,
зубки», «Кошка сердится»,
платочки.
«Забей мяч в ворота».
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
Зеркала,
необходимых для правильного
предметны
произношения шипящих
е
звуков. Отработка упражнений
картинки,
«Накажем не послушный
шнуровка
язык», «Лопаточка», «Приклей
домика
конфетку», «Забей мяч в
ворота», «Вкусное варенье».
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
Зеркала,
произношения шипящих
предметны
звуков. Отработка упражнений
е
«Накажем не послушный
картинки,
язык», «Лопаточка», «Приклей
бумажные
конфетку», «Забей мяч в
чашечки,
ворота», «Вкусное варенье»,
шишки
«Грибок», «Гармошка»,
«Фокус».
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
11
Март
1 неделя
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Как Язычок
поздравил
маму с 8
Марта.
(комплекс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
Язычок
радуется
прилёту птиц.
(комплекс для
Л,Л’)
Как Язычок
навещал
любимых
питомцев.
(комплекс для
Л,Л’)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения шипящих
звуков. Отработка упражнений
«Накажем не послушный
язык», «Лопаточка», «Приклей
конфетку», «Забей мяч в
ворота», «Вкусное варенье»,
«Грибок», «Гармошка»,
«Фокус».
Дыхательное упражнение.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Л, Л’.
Отрабатывать упражнения
«Наказать непослушный
язычок», «Вкусное варенье»,
«Пароход гудит», «Индюк».
Дыхательное упражнение.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Л, Л’.
Отрабатывать упражнения
«Наказать непослушный
язычок», «Вкусное варенье»,
«Пароход гудит», «Индюк»,
«Качели», «Лошадка».
Биоэнергопластика.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Зеркала,
предметны
е
картинки,
картинки
образцы
цветов из
крышек от
бутылок,
крышки от
бутылок
Зеркала,
предметны
е
картинки,к
артинки с
гофрированн
ой бумагой
Зеркала,
предметны
е
картинки,
домики
животных,
трафарет
цыплёнка
12
Март
4 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
Л,Л’)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Апрель
1 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
Р,Р’)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Л, Л’.
Отрабатывать упражнения
«Наказать непослушный
язычок», «Вкусное варенье»,
«Пароход гудит», «Индюк»,
«Качели», «Лошадка»,
«Лошадка едет тихо», «Дует
ветерок».
Дыхательно-голосовые
упражнения.
Биоэнергопластика.
Пальчиковая гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Р, Р’.
Отрабатывать упражнения
«Чьи зубы чище?»,«Маляр»,
«Кто дальше загонит мяч?»,
«Вкусное варенье».
Биоэнергопластика.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Зеркала,
предметны
е
картинки,в
атки,
контур
дорожки,
пуговицы
Зеркала,
предметны
е картинки
13
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Апрель
4 неделя
Веселый
язычок
(комплекс для
Р,Р’)
Артикуляцион
ная сказка
(комплекс для
Р,Р’)
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
Р,Р’)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Р, Р’.
Отрабатывать упражнения
«Чьи зубы чище?»,«Маляр»,
«Кто дальше загонит мяч?»,
«Вкусное варенье», «Индюк»,
«Барабанщик».
Биоэнергопластика.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Р, Р’.
Отрабатывать упражнения
«Чьи зубы чище?»,«Маляр»,
«Кто дальше загонит мяч?»,
«Вкусное варенье», «Индюк»,
«Барабанщик».
Биоэнергопластика.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного
произношения звуков Р, Р’.
Отрабатывать упражнения
«Чьи зубы чище?»,«Маляр»,
«Кто дальше загонит мяч?»,
«Вкусное варенье», «Индюк»,
«Барабанщик».
Биоэнергопластика.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
Зеркала,
предметны
е
картинки,
кубики,
ватные
шарики,
карандаши
Зеркала,
предметны
е
картинки,
тарелочка
с
картинкой
на дне,
горохом,су
хой
бассейн
Зеркала,
предметны
е
картинки,
бумажные
чашечки
14
Май
1 неделя
Май
2 неделя
Сказка о
Веселом
Язычке
(комплекс
для Р,Р’)
Май
4 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
Р,Р’)
Май
3 неделя
Сказка о
Весёлом
Язычке
(комплекс для
Р,Р’)
Как Язычок
гулял в лесу
Язычке
(комплекс для
Р,Р’)
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата.
1. Трусливый птенчик.
2. Акулы.
3. Имитация жевания с
закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
5. Сердитый лев.
6. Силач.
Дыхательно-голосовые
упражнения. Пальчиковая
гимнастика.
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
«Познание»
«Коммуникация»
«Здоровьесбереже
ние»
Выработка полноценных
движений и определенных
положений органов
артикуляционного аппарата.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Зеркала,
предметны
е
картинки,
пёрышки,
суд-джок
Зеркала,
предметны
е
картинки,
ватки,
контур
дорожки,
пуговицы
Зеркала,
предметны
е
картинки,
кубики,
ватные
шарики,
крупные
бусы
Зеркала,
предметны
е
картинки,
бумажные
бабочки
15
4. Календарно - учебный график
№
Дата
проведе
ния
Время
проведе
ния
Форма
занятия
Ково
час
ов
1
Тема занятия
Место
проведени
я
Форма
контроля
1
23
октября
17.00 –
18.00
Мастер
– класс
Знакомство
родителей с
артикуляционной
гимнастикой
Вводное
«Давайте
познакомимся»
Музыкаль
ный зал
Беседа.
Рассказ. Показ
2
30
октября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
3
6
ноября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
4
13
ноября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
5
20
ноября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
6
27
ноября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
7
4
декабря
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Кабинет
учителя логопеда
Кабинет
учителя логопеда
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
8
11
декабря
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
9
18
ноября
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
10
25
декабря
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
Сказка о Весёлом
Язычке
(статические
упражнения для губ
и языка)
Сказка о Весёлом
Язычке
(статические
упражнения для губ
и языка)
Сказка о Весёлом
Язычке
(динамические
упражнения для губ)
Сказка о Весёлом
Язычке
(динамические
упражнения для
языка и
упражнения для щёк
и губ)
Сказка о Весёлом
Язычке
Беседа.
Рассказ. Показ
Беседа.
Рассказ. Показ
Беседа.
Рассказ. Показ
Беседа.
Рассказ. Показ
16
11
15
января
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
Кабинет
учителя логопеда
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
12
22
января
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Весёлый Язычок
играл с друзьями
зимой
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
13
29
января
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок лепил
снеговика
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
14
5
феврал
я
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для
свистящих
С, С’,З, З’,Ц)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
15
12
феврал
я
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок в доме
ремонт
делал.(комплекс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
16
19
феврал
я
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок ходил в
гости к Белочке.
(комплекс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
17
26
феврал
я
15:4016:00
18(20ми
н)
Подгруп
повая
1
Как Язычок
поздравил маму с 8
Марта.
(комплекс для
шипящих
Ш,Ж,Щ,Ч)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
18
5
марта
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Язычок радуется
прилёту птиц.
(комплекс для Л,Л’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
19
12
марта
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок
навещал любимых
питомцев.
(комплекс для Л,Л’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
Беседа.
Рассказ. Показ
17
20
19
марта
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для Л,Л’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
21
26
марта
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
22
1
апреля
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Веселый язычок
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
23
8
апреля
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Артикуляционная
сказка
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
24
15
апреля
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
25
23
апреля
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
26
30
апреля
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о Весёлом
Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
27
8
мая
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Сказка о
Веселом Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
28
16
мая
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
29
23
мая
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок гулял в
лесу Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
30
30
мая
15:4016:00
(20мин)
Подгруп
повая
1
Как Язычок гулял в
лесу Язычке
(комплекс для Р,Р’)
Кабинет
учителя логопеда
Беседа.
Рассказ. Показ
Как Язычок гулял в
лесу Язычке
(комплекс для Р,Р’)
5. Используемая литература:
1. М.А. Поваляева «Сказки о весёлом языке» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003
2. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет»
Издательство: Карапуз. Год издания: 2003
18
3.Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)»
Издательство: Карапуз. Год издания: 2007
4.Рыжова Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей» Москва
«Сфера»2013
5. Куликова Т.А. «Артикуляционная азбука» Издательство: Карапуз. Год
издания: 2004
6. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая
гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Москва «Практическая
логопедия» 2005
7. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Хлоп-топ» Москва Издательство:
«Гном и Д» 2003
19