Пояснительная записка
Дошкольное детство— это тот особый возраст, когда ребёнок открывает свой
мир. В этом возрасте интенсивно развиваются все психологические процессы,
активно происходит закладка общего фундамента способностей. Проблема
творческого развития одна из наиболее сложных и актуальных. Очень сложно
научить ребёнка нестандартно мыслить и высказывать эти мысли.
Развитие воображения у дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда
они, накопив информацию, применяют её для игры. Это является основой для
развития творческого воображения.
Проблема развития воображения у детей всё чаще привлекает внимание
психологов и педагогов. Вопрос об индивидуальных особенностях развития
воображения, проявления индивидуальности ребенка в его творческой деятельности
одна из важнейших задач.
В современном мире время бежит вперёд, и иногда мы не успеваем освоить ту
или иную технологию, как на её смену приходит уже что- то новое.Поэтому
общество требует от нас людей с нестандартным мышлением, умеющих быстро
перестраиваться и мыслить не по шаблонам. Мы должны научить детей пользоваться
знаниями в разных направлениях. В этой связи необходимо развивать у детей
процесс воображения. Оно не развивается само собой, а требует определённых
условий и прежде всего правильно организованной образовательной работы.
Воображение— это умение мысленно создавать новые идеи и образы
возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Ещё Эйнштейн
писал: «Без воображения нет соображения». Обучение в школе напрямую зависит от
развития этой мыслительной функции.
Дать возможность развиваться всем детям, позволить им творить и является
целью моей работы.
Месяц
Содержание работы
Перспективное планирование в старшей группе
Октябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
Апрель
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра «Веселые превращения»
Игра «Скажи движением»
Игра Изобрази явление»
Игра «Магнит и шарики», «Дорожка».
Упражнение «Преврати рисунок в осенний пейзаж»
Игра «Покажи по- разному»
Игра «Что это такое?»
Упражнение «Волшебная ниточка»
Упражнение «Волшебная мозаика» (из геометрических
фигур)
Ассоциации. Упражнение «Пары слов» (детский сад- детивоспитатели и т. д.)
Упражнение «Волшебные кляксы»
Игра Заморожу», упр. «Узор Деда Мороза» (укрась окно
узорами)
Рисуем ладошками (дорисовать и рассказать). Упр. «На что
похожи наши ладошки»
Игра «Неоконченный рисунок»
Упражнение «Волшебники» (злой и добрый). Поступки.
Игра «Угадай, что я загадала»
Игра «Покажи, кто ты?», «Придумай зарядку»
Игра «Волшебные картинки» (дорисовать любыми деталями
геометрические фигуры)
Игра «Волшебные картинки». Продолжить.
Игра «Составь загадку в сравнении». Например «Прыгает как
заяц, но не заяц».
С помощью цветовой гаммы изобразить разное настроение в
природе (радостное и грустное). Акварель.
Игра-упражнение «Три краски»
Игра «Волшебная дорожка»
Игра «Хорошо-плохо». Технология Р.М.I/.
Упражнение «Сказка наоборот». Учимся фантазировать
(новый сюжет на знакомую сказку.
Знакомимся с небылицами. «Чудо-дерево»
Упражнение «Добрая ваза», «Ваза- хулиган».
Упражнение «Танец». Одновременно танцуя, дети под
музыку изображают «ласковую кошку», «весёлую обезьянку»
и т. д.
Перспективное планирование в подготовительной группе
Дата
проведения
Тема занятия
1
Октябрь
«Путешествие осеннего листочка» - составление рассказа.
1 неделя
Изготовление осеннего листочка техникой оригами.
2 неделя
Рисование: «Каким может быть ветер»
3 неделя
Изготовление коллажа по теме: «Приключение капельки».
Из цветной бумаги.
2
4 неделя
Составление рассказа по коллажу, сделанному на
предыдущем занятии.
Ноябрь
Преврати рисунок в осенний пейзаж.
1неделя
3
2 неделя
Нарисуй волшебный лист, который остался на дереве
зимой. Придумай про лист волшебную историю.
3 неделя
Упражнение «Весёлые кляксы» (дорисовка)
4 неделя
Игровое упражнения: «Добавление», «Набросок»,
«Дорисуй».
5 неделя
Помоги Морозу украсить окно снежинками. Белила и
тонкая кисть.Тёмный фон.
Декабрь
Создай зимний пейзаж, используя только холодные цвета.
1 неделя
4
2 неделя
Рисование: «Транспорт Деда Мороза»
3 неделя
«Новогодняя игрушка» из бросового материала
4 неделя
Эко- ёлка. Мастерская Деда Мороза. Мастерим вместе с
родителями.
Январь
Чтение небылиц. Находим их в текстах.
2 неделя
5
3 неделя
Придумываем небылицы.
4 неделя
Рисование небылиц.
Февраль
Рисование: «Во что превращаются наши ладошки»
1 неделя
6
2 неделя
Придумай и нарисуй на планете-яблоко фантастический
мир.
3 неделя
Упражнение: «Продолжи рисунок». Работа в парах.
4 неделя
Игра: «Покажи, кто ты?». Учимся фантазировать. Новый
сюжет на знакомую сказку.
Март
Игра «Мартовские догонялки». Мнемотехника. Развитие
ассоциаций.
1 неделя
7
2 неделя
Два разных направления в природе: солнечная и
пасмурная погода. Рисование.
3 неделя
Собери из геометрических фигур аппликацию «
Сказочный дворец»
4 неделя
Нарисуй волшебную паутину, которую сплёл паучок.
Апрель
«Космос»- акварель, вода. Творческая работа.
1 неделя
2 неделя
Игры на развитие ассоциаций: «Мешок Гнома», «На что
похоже?»
3 неделя
Нарисуй цветы, в которые превратились песенки разных
птиц: соловья, воробья, журавля, кукушки. Использовать
запись пения птиц.
4 неделя
Посели в аквариуме рыб разной формы и окраски.
Список литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Развиваем воображение и творческое
мышление». Дрофа- Москва 2011г.
2. Кашкаров А.П. «Развиваем нестандартное мышление. Триз для детей».
Издательство «Солон-Пресс»- 2017г.
3. Сидорчук Т.А. «Познаём мир и фантазируем». Ульяновск 2014г.
4. Гин А.А. Триз-педагогика. «Учим креативно мыслить». Издательство «ВитаПресс» -2016г.
Ожидаемые результаты
Положительная динамика в развитии воображения ребёнка. Дети могут
фантазировать, придумывать разные названия одному и тому же предмету.
Использовать предметы -заместители. Дети могут мыслить индивидуально, не повторяя
ответы и действия других детей, не копируют их работы. Занятия регулируют
эмоциональное состояние детей, избавляют от напряжения, помогают концентрировать
внимание на том, что действительно важно.