1
Содержание
1. Пояснительная записка .........................................................................3
2. Актуальность………………………………………………………… 4
3. Цель, задачи .......................................................................................... 5
4. Принципы............................................................................................... 6
5. Условия.................................................................................................. 6
6. Этапы проекта………………………………………………………... 8
7. Диагностика...........................................................................................11
8. Ожидаемый результат.......................................................................... 11
9. Тематический план ...............................................................................12
10.Список художественной литературы
……………………………...15
11.Приложения……………………………………………………… 16- 44
2
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного
отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл
делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и
передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но
и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от
системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с
учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития
данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения,
подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития
общества.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у
детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте,
милосердии, справедливости. Не все дети умеют общаться друг с другом,
некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться
игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты
навыки сочувствия, сопереживания.
Возникает вопрос: как сформировать
качества,
используя
доступные,
понятные,
духовно-нравственные
а
главное
интересные
дошкольникам средства?
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности
дошкольника является сказка.
3
Роль сказок в развитии детей многогранна. Сказка является
неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке
учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает
формировать основы поведения и общения. В сказках можно найти полный
перечень человеческих проблем и образные способы их решения,
накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться
нам в течение всей жизни.
Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности
составляющей
повседневную
жизнь
детей.
Наверное,
нет
такого
психологического, психотерапевтического, педагогического направления,
которое обошлось бы без использования сказки.
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться
чужим несчастьям, радоваться радостям другого человека, переживать
чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и
гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок
чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми
из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются
детям всех возрастов. Однако, с развитием массового телевидения читать
детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора,
компьютера, чем с книгой.
Также одной из проблем является то, что сказки подаются
дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение,
рассказывание, пересказ или драматизация. Одна из главных задач взрослых
– познакомить ребенка с содержанием сказки. В лучшем случае
побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть,
4
драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со
сказкой.
В
основе
программы
кружка
лежит
методика
Л.Б.
Фесюковой
«Воспитание сказкой», заключающаяся в том, что к использованию
сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит научить
детей
воспринимать
оригинально,
содержание,
непривычно,
но
и
творчески
по-своему
не
только
преобразовывать
ход
повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем,
как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник
увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные
методические рекомендации даны в Приложении № 1.
Основной целью кружковой деятельности является формирование
духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к сказке.
Задачи:
1.
Повышение
интереса
к
сказке
через
использование
нетрадиционной методики работы со сказочным материалом.
2.
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного
читателя, уважения к книге как источнику культуры и информации.
3.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
4.
Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
5.
Развитие памяти, внимания, основных познавательных и
речевых умений дошкольников.
6.
Расширять представление детей о сказках.
7.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей
терминами родственных отношений, развивать связную речь.
8.
Развитие совместного творчества родителей и детей.
5
9.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в
ходе кружковой деятельности.
Реализация кружковой деятельности осуществляется по двум
направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Основными принципами построения программы являются:
Принцип
развивающего
обучения,
ориентированный
на
потенциальные возможности каждого ребенка и формирование
способностей,
интересов,
склонностей,
положительных
взаимоотношений между детьми.
Принцип наглядности – основная информация усваивается ребенком
через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что
усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип
доступности
предполагает
соотнесение
содержания,
характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности
детей.
Принцип интегративности.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная
ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип
осознанности
предполагает
следственных связей в развитии сюжета.
6
осознание
причинно-
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы, с помощью которых
педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации,
развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать
поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо
– плохо.
Условия реализации кружковой деятельности «Воспитание сказкой»:
К одному из основных условий успешной реализации данной
1.
программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность
педагога в процессе общения с литературным произведением.
В процессе организации работы с книгой воспитателю
2.
необходимо
учитывать
возрастные
и
психологические
особенности
восприятия и понимания детьми литературного произведения. Связаны эти
особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных
представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников
появляются
умения
более
осознанно
воспринимать
литературное
произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3.
Важным моментом в успешности работы по приобщению детей
к работе с книгой является соответствующее оснащение предметноразвивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В
группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются
книжные выставки. Так, если на одном из занятий рассматривалась, к
примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в
уголке могут быть организованы следующие выставки:
данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная
разными художниками;
другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые
сказки, в которых действуют одновременно и люди, и
животные.
7
Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать
группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников:
желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе,
желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4.
Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное
обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику
информации и дополнительных впечатлений, отображаемых впоследствии в
играх. По окончании факультативного занятия в этот же день либо на
следующий можно организовать «Книжек мастерскую» (совместный труд
по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как
сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь
всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен
видеть, прочитанная, изученная книга не забывается – к ней обращаются
постоянно.
5.
Непременным условием является взаимодействие воспитателя,
осуществляющего данную работу, с другими специалистами ДОУ.
Данная работа организуется в средней группе с октября по май в
форме кружковой работы,
дополняющей и обогащающей реализацию
основной образовательной программы. Кружок проводится 1 раз в неделю.
Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух
литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием
каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике
отрабатывается 15 произведений.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников,
а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них
может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды
деятельности
и
«разделы»
методики
Л.Фесюковой
подбираются
воспитателем для каждого занятия. К содержанию каждой конкретной
сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.
8
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога,
конкретизировать
параметры
развивающей
среды
необходимой
для
обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни
вашего ребенка».
Консультации для родителей: «Сказка в жизни ребенка», «Читайте
детям сказки»; «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок».
Чтение русских народных сказок.
Изучение методической литературы.
Обогащение развивающей среды:
-
в
книжный
уголок
–
внесение
русских
народных
сказок,
иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, с изображением
героев сказок по мере изучения;
- в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по
теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе,
плоскостной, настольный, пальчиковый);
- в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
- в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных
сказок,
Создание картотеки игр: подвижные игры; дидактические игры;
загадки о сказках; пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
9
Физ.минутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного
возраста для мини-библиотеки.
Составление
для
художественных
родителей
произведений
рекомендательного
списка
для
чтения,
совместного
просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве
русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к
традициям народной культуры.
Организация игровой деятельности
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя».
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Аппликация по русским народным сказкам «Репка», «Теремок».
Познавательное занятие:
10
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Пересказ сказки «Теремок»
«Лучшие друзья»
«Путешествие в королевство сказок»
«Путешествие по сказкам»
Заключительный этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе
проектной кружковой деятельности.
1. Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки».
2. Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
3. Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!».
4. Показ сказки для детей младшей группы «Теремок».
5. Отчёт по результатам кружковой деятельности.
Основными
диагностическими
наблюдение за работой
«инструментами»
ребёнка в процессе
являются:
изучения того или иного
художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения
программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика,
разработанная
психологами
Г.А.Урунтаевой,
Ю.А.Афонькиной,
представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для
студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и
колледжей, воспитателей детского сада \ Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.:
Просвещение: Владос, 1995.
11
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для
решения
следующих
образовательных
задач:
индивидуализация
образования, оптимизация работы с группой.
Методические рекомендации по проведению диагностики представлены
в Приложении №2.
Ожидаемый результат:
В результате прохождения программного материала кружка у детей
формируются
основные духовно-нравственные качества, повышается
интерес к сказке, формируется позиция активного читателя, уважительное
отношение
к
книге,
развивается
память,
внимание,
основные
познавательные и речевые умения дошкольников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Мес
яц
10
Тема
1.«Репка»
Кол-во
занятий в
неделю
Кол-во
занятий
в месяц
(1-ая неделя)
2
(2-ая неделя)
2.«Колобок»
(3-я неделя)
2
1.«Петушок и
бобовое
зёрнышко»
2. «Маша и
Лепка репки из пластилина.
Театрализация сказки
«Репка»
Игровое графическое
задание: «Помоги колобку
Итого: 4 вернуться домой». Лепка
колобка из пластилина.
(4-ая неделя)
11
Формы совместной
деятельности
(1-ая неделя)
2
Аппликация с
использованием семян.
Раскрашивание изображений
курочки и петушка.
2
Выставка книг – данная
(2-ая неделя)
(3-ая неделя)
12
медведь»
(4-ая неделя)
сказка в разных изданиях.
Итого: 4
12
1.«Теремок»
(1-ая неделя)
2
(2-ая неделя)
2. «Гуси-лебеди»
(3-ая неделя)
2
(4-ая неделя)
Игра-конструирование
«Современный теремок».
Коллективная работа:
рисование иллюстрации к
сказке.
Итого: 4
01
1.«Кот, петух и
лиса»
(3-ая неделя)
2
(4-ая неделя)
Кукольный театр.
Выложить из мозаики
избушки кота и петуха и
лисы.
Итого: 2
02
1. «Лисичкасестричка и волк»
(1-ая неделя)
Лепка.
2
Сочинение нового варианта
сказки «Два дружных
медвежонка».
(2-ая неделя)
(3-ая неделя)
2. «Два жадных
медвежонка»
2
(4-ая неделя)
Итого: 4
03
1.«Лиса и заяц»
(«Заюшкина
избушка»)
2. «У страха глаза
велики»
(1-ая неделя)
2
(2-ая неделя)
(3-ая неделя)
Игра-конструирование
«Избушка для зайчика».
2
Выставка книг: произведения
о трусости и храбрости.
(4-ая неделя)
13
Итого: 4
04
1. «Пых»
2. «Кто сказал
мяу?» В.Сутеев
(1-ая неделя)
2
(2-ая неделя)
2
(4-я неделя).
1.«Дюймовочка».
Г.Х.Андерсен
2.«Царевналягушка»
Лепка, рисование,
аппликация овощей.
Выставка книг: данная сказка
в разных изданиях.
(3-ая неделя)
05
Беседы по содержанию
выставки.
Фотовыставка кошек «Кто
Итого: 4 сказал мяу?»
(1-ая неделя)
2
(2-ая неделя)
Из скорлупы грецкого ореха,
пластилина и цветной бумаги
изготовить кроватку
Дюймовочки.
Создание собственных
иллюстраций к данной сказке
с использованием разных
изобразительных средств и
Итого: 4 техник изодеятельности.
(3-ая неделя)
2
(4-ая неделя)
Подробное перспективное планирование представлено в Приложении №3.
14
Список художественной литературы
1.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.- «Мозаика- Синтез»
2014.
2.Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада» ООО
«Самовар книги» 2014.
3.Хрестоматия для маленьких. Издательство «Малыш».1989.
4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС»,
2013.
5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по
мотивам русских народных сказок»- СПб.: «Детство-пресс», 2008.
6. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная
область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2011.
8. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
15
Приложение № 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ»
В основе содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой
вниманию дошкольников, лежит методика Л.Б.Фесюковой, изложенная в её
книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что
сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них
они черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки
позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро
и зло.
Однако удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем и
большинство
авторов
ТРИЗ
совершенно
справедливо
утверждают
следующее:
- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании
насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами
легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как
зарезали коровушку из сказки «Крошечка - Хаврошечка» и девочка плакала
на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.
- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в
основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах
или драматизация, просмотр театральных спектаклей.
- сказки не в полной мере используются для развития у детей
воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания
добрых чувств.
Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного
материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и
16
рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это
значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только
воспринимать
содержание,
но
и
творчески
преобразовывать
ход
повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход
как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке
или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой
исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости
и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно
улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать
творческим девизом для ребёнка».
Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема,
помогающая эти недостатки ликвидировать.
Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
1.
Нравственный урок.
2.
Воспитание добрых чувств.
3.
Речевая зарядка.
4.
Развитие мышления и воображения.
5.
Сказка и математика.
6.
Сказка и экология.
7.
Сказка развивает руки.
«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе
указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не
окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно,
чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться,
творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это
может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое
17
прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и
т.д.» (Л.Б. Фесюкова).
1. Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или
поговоркой,
или
кратким,
но
ёмким
высказыванием.
Например,
нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это
один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и
ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё
внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все
забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно
добавить к основному нравственному уроку ещё один - «Не надо терять
свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в
этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба
свяжет ему новые рукавички, и он будет их беречь.
2. Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного
урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что
бы
вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли
героям?
Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.
Рассмотрим пример
работы
по
данной
методике
на основе
содержания сказки «Репка».
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный
- Дело любое спорится у друзей.
урок
- Если помогать и работать дружно, то всё
получится.
2.
Воспитание
добрых чувств
- За что можно похвалить каждого из сказки?
- Только ли мышка помогла деду? А если бы
18
мышка была одна, а остальные ушли?
3.
Сказка и
математика
- Сосчитать на слух всех участников
«трудовой бригады».
- Смоделировать сказку, используя
геометрические фигуры или объёмные
геометрические тела.
- Разделить репку на всех, так, чтобы никому
не было обидно.
4.
Речевая
зарядка
- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку,
бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем
тонким голосом, затем низким, «басом».
-Придумать, что еще мог посадить дед?
Рассказать новую сказку.
5.
Сказка и
экология
- Как вы думаете, почему деду удалось
вырастить такую большую репку? Чем полезна
репа и другие овощи? Как их выращивают?
- Рассматривание фотографий (или
натуральных) овощей.
6.
Сказка
развивает руки
7.
Развитие
мышления и
- Вылепить репку из пластилина.
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.
- Придумать имена каждому герою.
- Придумать продолжение сказки (что было
19
воображения
потом, после окончания сказки: может, репка
оказалась волшебной, или были приглашены гости на
обед? Или возникли споры, как её разделить?
- Придумать новый конец сказки, разыграв её
с помощью настольного театра.
Основа работы по данной программе – формирование духовнонравственных качеств личности и воспитание у ребёнка позиции активного
читателя (слушателя). По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения
дошкольника с книгой – это процесс становления его личности.
Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным
читателем.
В действительности это - слушатель, чья встреча с книгой
полностью
определяется
взрослым
человеком.
Вкус,
интерес
к
произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти
взрослого.
Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к
книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество
увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо
внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием
сказки,
педагогу
необходимо
постоянно
показывать
и
личную
заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным
произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение
на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека
выручает» и пр.
Крайне важным в процессе реализации данной программы является
сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать
тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует
духовной связи
ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения
20
детей
и
родителей.
Позитивным
моментом
в
данном
аспекте
воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие
для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс
общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне
способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок,
в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно,
чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
Приложение №2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ДИАГНОСТИКИ
Основными
диагностическими
наблюдение за работой
«инструментами»
ребёнка в процессе
являются:
изучения того или иного
художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения
программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика,
разработанная
психологами
Г.А.
Урунтаевой,
Ю.А.
Афонькиной,
представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для
студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и
колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.:
Просвещение: Владос, 1995.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование
результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При
наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:
- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель, какое
умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет
изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой
выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).
21
- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент
кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение.
Например, «Речевая зарядка».
- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную
атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог
«проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или
ответ ребёнка.
- Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно
и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному
моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с
тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений
(настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности
задания и т.п.).
- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных –
высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. В протоколе
отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст
дополнительные
данные
для
определения
отношения
ребёнка
к
прочитанному.
Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель
выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет
заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с
наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанной сказке,
педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы
индивидуально:
- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не
согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы
22
им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему?
Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели,
выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.
- Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не
должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в
вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка
смысл.
- Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго
определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно
использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом
необходимость.
- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней
интерес.
- До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные
отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала
поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом
приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться
непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить
характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал
малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.
- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести
запись, как и в процессе наблюдения. На основе зафиксированных данных
будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Психологические особенности восприятия детьми 4-5 лет литературного
произведения: После 4-х лет у ребёнка возникают новые возможности в
понимании литературного произведения, связанные с расширением детского
23
жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и
обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать
границы между реалистическими жанрами и сказкой, чувствуют сказочные
законы. Легче усваивают простые причинные связи в тексте. Характеризуя
героев, дети чаще всего высказывают верные суждения об их поступках,
опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения.
Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет
конкретный действенный характер.
Познаватель
ные и
речевые
умения
Критерии усвоения
программы
Внимательно
слушать и
слышать
чтение
литературных
произведений.
Соотносить
литературные
факты с
имеющимся
жизненным
опытом.
Устанавливат
ь причинные
связи в
тексте.
Различать
границы
фантастическ
ого
(сказочного) и
реалистическ
ого в книге.
Представлять
в
воображении
героев и
Низкий уровень:
Отношение к
прочитанному
Получать
удовольствие от
Ребёнок невнимателен общения с
в процессе чтения или книгой,
рассказывания. Не
стремиться к
может вспомнить
повторной
факты из собственного встрече с ней.
опыта, сходные с
Сочувствовать и
фактами
сопереживать
литературного
героям
произведения. Не даёт произведения.
оценку действиям
Стремиться
персонажей. При
соотнести своё
рассматривании
поведение с
иллюстраций не
действиями и
узнаёт сказку. А если
поступками
узнаёт – не может
привлекательног
рассказать о том,
о героя.
какой эпизод
Оценивать себя
изображён на
и других детей с
картинке. При
позиций
пересказе
этических норм,
литературного
представленных
произведения
в
испытывает сильные
художественных
затруднения,
образах.
нуждается в
Радоваться
постоянной подсказке
24
Критерии
усвоения
программы
Низкий уровень:
Равнодушен к
общению с книгой,
не проявляет
удовольствия при
обращении
воспитателя к
литературному
произведению. Не
выражает
сопереживания к
героям
произведения.
Затрудняется
соотносить
собственные
поступки с
действиями
персонажей книг.
Откликается на
комическое
содержание,
ориентируясь на
реакцию
сверстников.
Средний уровень:
события.
Выделять
поступки
героев и
давать им
элементарную
оценку. При
рассматриван
ии книжных
иллюстраций
воспроизводи
ть по ним
текст.
Пересказыват
ь знакомые и
услышанные
впервые
литературные
произведения.
Выражать в
речи
отношение к
героям и
событиям.
Использовать
яркие и
точные слова
и выражения.
Участвовать в
играх и
инсценировка
х по сюжетам
знакомых
книг.
взрослого. Словарь
ребёнка однообразен,
высказывания
однообразные,
односложные. Ребёнок
не участвует в
инсценировках и
драматизациях по
сюжету книги, а если
участвует, то при этом
пассивен, затрудняется
в передаче образа
героя.
Средний уровень:
Периодически
отвлекается в процессе
слушания или чтения
художественного
произведения. Чаще
внимателен. При
использовании
наводящих вопросов
педагога способен
соотнести
литературные факты с
имеющимся опытом.
Иногда затрудняется в
установлении
причинных связей в
сюжете, требуется
помощь взрослого.
Способен представить
в воображении героев
и события. Выделяет
некоторые (самые
яркие) поступки
главных героев. Даёт
им элементарную
оценку. При
рассматривании
иллюстраций чаще
всего узнаёт сказку.
Может с помощью
воспитателя
25
встрече с
весёлой
книжкой,
откликаться на
комическое
содержание,
чувствовать
юмор ситуации,
поступков, слов.
Чаще всего
получает
удовольствие от
общения с книгой.
Но не стремится к
повторному
обращению к ней.
Не всегда верно
соотносит своё
поведение с
действиями и
поступками
положительного
героя, нуждается в
помощи
воспитателя для
оценки себя и
других детей с
позиций этических
норм,
представленных в
художественных
произведениях..
Высокий уровень:
Получает явное
удовольствие от
общения с книгой,
стремится к
повторному
обращению к ней,
предлагает
воспитателю
«почитать» или
поиграть в сказку.
Самостоятельно
обращается к
рассматриванию
книг в книжном
уголке. Верно
соотносит своё
поведение с
действиями и
поступками
положительного
рассказать о том,
какой эпизод
изображён на
картинке. С помощью
взрослого
пересказывает
знакомые
литературные
произведения. Вновь
услышанные
пересказать не может.
При рассказывании
использует достаточно
точные слова и
выражения, но не
использует образную
речь по собственной
инициативе. Участвует
в играх и
инсценировках по
произведениям, но
предпочитает
«вторые» роли, с
небольшим
количеством текста.
Высокий уровень:
Внимательно слушает
и слышит
литературные
произведения. Точно и
правильно соотносит
литературные факты с
имеющимся
жизненным опытом.
Устанавливает
причинные связи в
тексте. Безошибочно
различает границы
фантастического
(сказочного) и
реалистического в
книге. Представляет в
воображении героев и
события., может
26
персонажа.
описать собственное
представление.
Выделяет поступки
всех героев и может
давать им
элементарную оценку.
При рассматривании
книжных иллюстраций
воспроизводит по ним
текст рассказа или
сказки или его часть.
Пересказывает
знакомые и
услышанные впервые
литературные
произведения,
используя яркие и
точные слова и
выражения, в том
числе образные и
устойчивые. Выражает
в речи отношение к
героям и событиям.
Заинтересованно и с
удовольствием
участвует в играх и
инсценировках по
сюжетам знакомых
книг.
27
Приложение № 3
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКТЯБРЬ
Сказка «Репка»
№ Раздел работы
1.
2.
3.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный
урок.
- Дело любое спорится у друзей.
Воспитание
добрых чувств.
- За что можно похвалить каждого из сказки?
Сказка и
математика.
- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады».
- Если помогать и работать дружно, то всё получится.
- Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была
одна, а остальные ушли? А можно ли за что-то похвалить
других персонажей? (кошка не съела мышку, собака не
поссорилась с кошкой, они дружно трудились и пр.).
- Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры
или объёмные геометрические тела.
- Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно.
4.
Речевая
зарядка.
- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за
дедку»…) громко, затем шёпотом.
- Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом
«репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед?
Рассказать новую сказку.
5.
Сказка и
экология.
- Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую
большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их
выращивают?
- Рассматривание фотографий овощей.
6.
Сказка
развивает руки
- Вылепить репку из пластилина.
28
7.
Развитие
мышления и
воображения.
- Придумать имена каждому герою.
- Придумать продолжение сказки (что было потом, после
окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или
были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её
разделить.
Сказка «Колобок»
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный
урок
Хвастовство да непослушание не доведут до добра.
Воспитание
добрых чувств
- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда
обнаружили исчезновение колобка? Почему? Как их
можно успокоить?
2.
Меньше хвались, за родню крепче держись.
- За что можно похвалить колобка, а за что – поругать?
3.
4.
Сказка и
математика
- Сосчитать героев сказки.
Речевая зарядка
- Спеть песенку колобка.
- Выложить панно из геометрических фигур: каждая
фигура цветом и формой ассоциируется с героем сказки.
- Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь
чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок,
у тебя округлый бок!»
- Словесное упражнение «Какой, какая, какое?» (на подбор
определений к существительным, сочетание их в роде.
Например: Колобок какой? Румяный, круглый, озорной,
любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое?
5.
Сказка и экология - Выяснить, из чего делается колобок?
- Экспериментирование: замешивание теста из муки и
воды, исследование его свойств.
- Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из
которой делают муку.
29
Физкультминутка
- Игра с мячом « Поймай колобка».
- Изобразить, как двигаются звери, как катится колобок.
6.
Сказка развивает
руки
- На отдельном листе: игровое графическое задание:
«Помоги колобку вернуться домой». Мимо нарисованных
фигурок зверей пунктирная кривая линия – тропинка,
которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая
изгибов.
- Слепить колобка из пластилина.
7.
Развитие
мышления и
воображения
- Подумать, как бы закончилась сказка, если бы лиса не
съела колобка?
НОЯБРЬ
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный
урок
- В беде друг друга выручай.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Спешка до добра не доведёт.
2.
Воспитание
добрых чувств
- За что вам жалко петушка?
- Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться.
- За что пожалеть и похвалить курочку?
3.
Сказка и
математика
- Сколько в сказке животных, а сколько людей? Кого
больше?
- Сравнить несколько семян (боб, горох, гречишное зерно)
по величине.
4.
Речевая зарядка
- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца:
медленно, затем быстрее, затем совсем быстро.
- Сочинить письмо для Петушка.
5.
Сказка и
экология
- Показать детям семена: боб, фасоль, горох. Объяснить, для
чего они нужны.
- Посадка бобового или фасолевого зёрнышка, наблюдение
30
за прорастанием.
6.
7.
Сказка
развивает руки
- Выложить из зёрнышек картину (узор, предметы и т.п.)
Развитие
мышления и
воображения
- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались
помочь петушку?
- Раскрашивание изображений курочки и петушка.
Сказка «Маша и медведь»
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный
урок
- Смекалка всегда выручает.
- Насильно мил не будешь.
- Сколько в гостях ни живи, а дома лучше.
2.
Воспитание
добрых чувств
- Кого тебе больше жаль, Машу или медведя?
- За что можно пожалеть как одного, так и другого?
- А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они
тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их
утешили?
3.
Сказка и
математика
- Сколько раз медведь отдыхал по пути в деревню?
- Подобрать геометрические фигуры (по форме и цвету), с
помощью которых можно
изобразить героев сказки.
4.
Речевая зарядка
- Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам
«медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес»,
«избушка» и т.п.
- Придумать письмо от Машеньки в деревню,
успокаивающее дедушку и бабушку.
5.
Сказка и
экология
- Что растёт в лесу? Рассмотреть иллюстрации с разным
видом леса, лесными растениями.
- Как нужно вести себя человеку в лесу, чтобы не нарушить
покой лесных жителей.
31
- Рассказ о медведе, их видах, повадках, сезонных
привычках.
- Из чего пекут пирожки? Чем пирожки полезны? Почему
нельзя есть слишком много мучного и сладкого?
6.
Сказка
развивает руки
- Лепка из пластилина медведя.
7.
Развитие
мышления и
воображения
- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы
собаки не почуяли медведя?
- Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не
было дома? Как они действовали?
ДЕКАБРЬ
Сказка «Теремок»
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный
урок
- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Воспитание
добрых чувств
- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми,
отзывчивыми, не жадными).
2.
- В тесноте да не в обиде.
- По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал
теремок?
- Как вы думаете, он участвовал в строительстве нового
теремка?
- Что помогло зверушкам построить новый теремок?
3.
Сказка и
математика
- Сосчитать всех зверушек в сказке.
- Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером?
- Сколько зверушек отвечало из теремка мышке? Лягушке?
Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю?
- Сконструировать из геометрических фигур макет нового
теремка, который звери построят взамен разрушенного.
4.
Речевая зарядка
- Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и
животных – персонажей сказки.
- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, квакушка,
32
побегайчик, серый бочок. - Рассказать сказку по принципу
«Я начну, а ты продолжи».
5.
Сказка и
экология
- Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле жить все эти
звери вместе? Почему?
- Где живут эти животные? Чем питаются, какие привычки
имеют?
6.
7.
Сказка
развивает руки
- Сделать аппликацию на тему «Теремок».
Развитие
мышления и
воображения
- Придумать продолжение сказки (что было после
окончания сказки: какой теремок построили зверушки,
может, они ещё кого-нибудь пригласили к себе жить? А
медведя они оставили в теремке?).
- Складывание теремка из различных мозаик и
конструкторов.
Сказка «Гуси – лебеди»
№ Раздел работы
1.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный урок - Всегда слушайся старших, не оставляй малышей без
присмотра.
- Любому приятна забота.
2.
Воспитание добрых
чувств
- Кто вам больше всего понравился в сказке?
- Понравились ли вам печка, яблоня и речка? Чем?
- Кого вам было жаль в сказке? Почему?
- А можно ли за что-то пожалеть гусей-лебедей? Может,
им несладко жилось на службе у бабы Яги?
3.
Сказка и
математика
- Сколько персонажей сказки помогали Машеньке?
Перечислить их.
- Что в сказке было круглой формы? Квадратной?
Прямоугольной? Треугольной?
- Составление предметно-схематической карты «Путь
Маши в поисках брата». Реальные изображения
персонажей сочетать с применением геометрических
фигур.
4.
Речевая зарядка
- Придумать другое название сказки.
33
- Назвать грустные, весёлые слова из сказки.
- Описать Машеньку, её братца.
5.
Сказка и экология
- Рассматривание иллюстраций с изображением леса.
- Можно ли ходить детям в лес без взрослых и почему?
- Рассматривание иллюстраций с изображением гусей,
лебедей. Рассказ воспитателя об этих птицах. Как человек
должен себя вести, чтобы облегчить жизнь птиц?
6.
Сказка развивает
руки
- Раскрашивание иллюстраций к сказке.
- Лепка персонажа, который больше всего запомнился
детям.
- Обведение контурного изображения «пути», по
которому Машенька искала братца, на самодельной карте.
7.
Развитие мышления - Придумать другое развитие событий в сказке: если бы
гуси – лебеди оказались добрыми и служили доброй
и воображения
волшебнице, что бы тогда случилось?
ЯНВАРЬ
Сказка «Кот, петух и лиса»
№ Раздел работы
1.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный урок - Без друга в жизни туго.
- Дружба и братство дороже богатства.
2.
3.
Воспитание добрых
чувств
- Почему петух поверил лисе и не послушался кота?
Сказка и
математика
- Смоделировать сказку, используя геометрические
фигуры.
- Кого в сказке можно назвать верным и преданным
другом и почему?
- Сколько в сказке было персонажей?
- Сколько раз кот вызывал лису из её избушки?
4.
Речевая зарядка
- Повторить песенку кота, которую он пел около лисьей
избушки.
- Придумать два – три новых названия сказки.
34
- Пересказать понравившийся отрывок из сказки.
5.
- Могли ли жить в лесу кот и петух? Почему?
Сказка и экология
- А есть ли польза в лесу от лисы и какая?
- Работа с иллюстрациями: лес, дикие и домашние
животные.
6.
- Сделать самодельную книжку по сказке с помощью
рисования, аппликации.
Сказка развивает
руки
- Выложить из мозаики избушки кота и петуха и лисы.
7.
Развитие мышления - Придумать новый конец сказки: лиса отпустила петушка
и пригласила их с котом на блины; кот, петух и лиса
и воображения
стали жить вместе: кот и лиса на охоту ходили, а петух с
лисятами избу убирали…
- Жить в лесу в избушке – хорошо или плохо?
ФЕВРАЛЬ
Сказка «Лисичка-сестричка и волк»
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке.
1.
Нравственный урок
- «Надо быть умнее, не слушать хитрецов».
2.
Воспитание добрых
чувств
- Кого вам больше всего жалко в сказке?
Сказка и математика.
- Сколько раз и кого обманывала лиса в сказке?
3.
- Что бы вы посоветовали глупому волку? А какими
бы словами пожалели?
- Смоделировать сказку при помощи
геометрических фигур.
4.
Речевая зарядка
-Придумаем новое название сказки.
- Какая лиса? Волк? Старик? (подбор определений).
5.
Сказка и экология
- Рассказ о том, почему проруби, сделанные на льду
водоёмов, полезны для рыбы .
- Беседы о жизни и повадках волка, лисы.
6.
Сказка развивает руки
- В технике «пластилиновое письмо» (скатывание
пальцами мелких пластилиновых шариков)
35
выложить на картоне изображение рыбки.
7.
Развитие мышления и
воображения
- Если бы в сказке была не зима, а лето, смогла бы
лиса так обмануть волка? Почему?
- Придумаем, как волк в отместку провёл лису.
- Представьте, что вы попали в сказку с волшебной
палочкой в руках. Что бы вы изменили? Кому
помогли? Каким образом?
Сказка «Два жадных медвежонка»
№ Раздел работы
1.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный урок - «Скупой платит дважды».
- «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь».
- «Было, да сплыло».
2.
Воспитание добрых
чувств
- Кого тебе жалко в этой сказке? Почему?
- Мне, конечно, жалко медвежат, но больше всего я
сочувствую старой медведице маме.
Почему?
- За что и как можно пожалеть медведицу маму?
- Как подружить медвежат и лису?
- Как по-доброму могла поступить лиса, встретив
споривших медвежат?
- Как бы ты поступил на месте медвежат, лисы?
3.
Сказка и
математика
- Как помочь медвежатам разделить сыр на две равные
части?
- Форма, цвет сыра. Игра «Собери круг».
- Сосчитать, сколько раз лиса укусила сыр?
4.
Речевая зарядка
- Как по-другому можно назвать сказку?
- Найдите лишнее слово: медведица, лиса, лес, медвежата,
ёж.
- Кому из героев сказки ты бы хотел задать вопрос. Какой
36
вопрос?
- Словарная работа: Какими словами можно сказать про
медвежат (какие они?), лису (какая она?),
медведицу(подбор прилагательных, определений).
- Предложить детям говорить голосами героев.
5.
Сказка и экология
- Можно ли найти сыр в лесу?
- Что растёт в лесу? Кто живёт там?
- Как вы думаете, что и кого видели и слышали медвежата
в лесу?
- Как нужно вести себя в лесу?
6.
Сказка развивает
руки
- Обвести контурное изображение куска сыра с
дырочками, стараясь не сбиваться с контура. Раскрасить
сыр.
- Изобразить сказку с помощью настольного театра.
7.
- Что было бы, если б медвежата дружно разделили сыр?
Развитие
мышления и
воображения
- Как бы вы закончили сказку?
МАРТ
Сказка «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)
№ Раздел работы
1.
Нравственный урок
Примерное содержание работы по сказке
«Не зарься на чужое, свое береги».
«Друзья познаются в беде».
«Помоги тому, кто попал в беду».
2.
Воспитание добрых
чувств.
- Почему зайчик поверил Лисе?
-За что можно посочувствовать зайцу, за что лисе?
-Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?
Объясните лисе, почему нельзя занимать чужое жилище.
3.
Сказка и
математика
-Сколько друзей зайчика попытались ему помочь?
-Сосчитать на слух всех участников сказки, начиная с
37
самого большого.
-Закрепить понятия «Большой», «Маленький».
-Смоделировать сказку, используя геометрические
фигуры.
4.
Речевая зарядка
-Какие слова можно подобрать, чтобы пожалеть зайчика,
успокоить.
-Звукоподражание героям сказки.
-Какая лиса? (подбор определений).
-Как ласково можно назвать героев сказки (заяц-зайчик,
лиса-лисичка и т.д.).
-Назвать детенышей тех животных, которые встречаются
в сказке.
5.
Сказка и экология
-Почему растаяла избушка лисы? Эксперимент: таяние
льда, вывод – из чего состоит лёд.
-Какие деревья растут в лесу, в котором живут лиса и
заяц?
-Почему зайчик меняет цвет? (летом серый, а зимой
белый).
-Где живут заяц и лиса в лесу на самом деле? А где живут
собаки, петушок?
- Как человек должен вести себя в лесу, чтобы не
навредить ни животным, ни растениям.
6.
Сказка развивает
руки.
- Раскрасить иллюстрацию по теме сказки.
-Нарисовать только то, что понравилось.
-С помощью аппликации из нетрадиционных материалов
сделать панно, на котором изобразить домик зайца и лисы
(используются бусины, пайетки, вата, кусочки веточек и
т.п.).
7.
Развитие
мышления и
воображения
-Каких новых персонажей можно предложить в помощь
зайчику?
-Придумать сказку наоборот: зайчик выгоняет лису из
избушки. Кто помогает лисе?
38
Сказка «У страха глаза велики»
№ Раздел работы
1.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный урок - «Трус, что заяц, своей тени боится».
- «Волков бояться – в лес не ходить».
2.
Воспитание добрых
чувств
-За что можно посочувствовать героям сказки?
-Кому ты больше сочувствуешь? Почему?
-Как их можно пожалеть, чем утешить?
3.
Сказка и
математика
-Кто жил в избушке? Сосчитать на слух всех участников.
-В каких ведерках герои сказки носили воду?
Распределить ведёрки по величине, относительно каждого
персонажа. Закрепить понятия «Большое», «Поменьше»,
«Еще меньше», «Самое маленькое». Кому какое ведро
принадлежит?
-Ориентировка в пространстве – смоделировать сказку на
макете, используя геометрические фигуры и закрепляя
понятия «слева», «справа», «дальше», «ближе».
4.
Речевая зарядка
-Подобрать ласковые слова героям сказки, чтобы
пожалеть их.
-Рассказать наиболее понравившийся отрывок.
-Повторить, кто жил в избушке? (бабушка- старушка и
т.д.).
5.
Сказка и экология
- Выяснить, как растут яблоки, как за ними ухаживают
люди? Чем полезны яблоки.
- Опыт: как устроено яблоко? Что у него внутри?
- В технике обрывания цветной бумаги выполнить
аппликацию «Яблоко».
6.
Сказка развивает
руки
7.
Развитие мышления -Вспомнить и назвать тех зверей, которые со страху
померещились героям сказки?
и воображения
- Представить себе, что СТРАХ – это сказочное существо.
Как он будет выглядеть? Прогнать СТРАХ, сказать ему,
почему мы ничего не боимся, как можно победить его.
39
АПРЕЛЬ
Сказка «Пых»
№ Раздел работы
1.
Примерное содержание работы по сказке
Нравственный урок - «У страха глаза велики – чего нет, и то видят».
- «Волков бояться – в лес не ходить».
2.
Воспитание добрых
чувств
- За что можно похвалить дедушку, бабушку, Алёнку?
- Доказать, что Алёнка лучше всех.
- Как и чем ты бы помог бабушке и дедушке вырастить
огород?
3.
Сказка и
математика
- Сколько видов овощей растёт на огороде?
- Назвать форму и цвет овощей. На какие геометрические
фигуры они похожи?
- Сколько иголок у ёжик?
- Игра «Что сначала, что потом?» (последовательность
посадки овощей).
4.
Речевая зарядка
- Вспомнить сказки со словом «внучка».
- Игра «От каждого по словечку» (составление длинного,
распространённого предложения, например:
«Бабка» -«Бабка бежит» -«Бабка бежит по огороду» «Бабка быстро бежит по огороду).
5.
Сказка и экология
- Что можно приготовить из свеклы, морковки, репки,
капусты?
- Как правильно ухаживать за овощами и вообще за
растениями?
- Рассказ воспитателя о ёжике. Проблемная ситуация: где
ёжику лучше – в лесу или у людей? Почему нельзя
приносить лесных обитателей домой.
6.
Сказка развивает
руки
- Лепка, рисование, аппликация овощей.
7.
Развитие
мышления и
воображения
- Почему сказка называется «Пых»? Придумайть пять
новых названий.
- Из сказки убежали дедушка, бабушка, внучка Алёнушка,
40
пых – будет ли сказка узнаваемой?
- Введение в сюжет новой ситуации: «Алёнка возле речки
нашла не ёжика, а…» Что же случится дальше?
- Закончить сказку «Алёнка принесла ёжика домой…»
- Представь, что ты ёжик, живёшь в лесу. Расскажи детям,
кем ты был, кого боишься, что ты любишь больше всего,
что не любишь?
- Что было бы, если бы Алёнка тоже испугалась?
Сказка «Кто сказал мяу?» В.Сутеев
№ Раздел работы
1.
Нравственный урок
Примерное содержание работы по сказке
- Любопытство иногда не доводит до добра.
- Не бойся узнавать новое и интересное, но будь
внимателен и осторожен.
2.
Воспитание добрых
чувств
- Как пожалеть щенка, как его утешить, ведь не все герои
сказки были к нему добры?
- Что бы вы посоветовали каждому из героев сказки? Как
нужно отвечать на вопросы, общаться с маленькими?
3.
4.
Сказка и
математика
Речевая зарядка
-Сосчитать всех героев сказки.
- Изобразить каждого героя с помощью кружочка
определённой величины, расположить их в порядке
увеличения размера.
- Инсценировать диалоги между персонажами.
- Мяукнуть разными голосами: низким и высоким, тихим
и громким.
-Придумать кличку каждому из персонажей.
5.
Сказка и экология
- Рассмотреть фотографии с разными породами собак и
кошек. Рассказ об их особенностях, образе жизни.
- Составить рассказ «Что значит – ухаживать за кошкой,
собакой?»
6.
Сказка развивает
руки
- Раскрасить изображения котят и собак.
41
- Пальчиками изобразить кошку, собачку.
7.
Развитие мышления - Какие черты характера у котёнка в этой сказке? А у
щенка?
и воображения
- Представь себе, что ты – котёнок (щенок). Чего бы ты
боялся больше всего? Что бы любил? О чём бы мечтал?
Что бы посоветовал своему хозяину?
МАЙ
Сказка «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен
№
Раздел работы
Примерное содержание работы по сказке
1.
Нравственный урок
- Доброму везде добро.
- Насильно мил не будешь.
- Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся.
2.
Воспитание добрых
чувств
-Почему нам нравится Дюймовочка ?
-Кто из героев вызывают у нас добрые чувства.
-Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту?
- Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке
ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь
была не права?
3.
Сказка и математика - Что такое дюйм? Рост Дюймовочки меньше 3 см.
Сравнить ее рост с указательным пальцем.
-Посчитать, сколько персонажей задействованы в этой
сказке.
- Измерение собственного роста.
4.
Речевая зарядка
- Описать мышь, крота, ласточку, жука.
- Рассказать, как Дюймовочка ухаживала за ласточкой.
Придумайте добрые, утешительные слова, которыми
Дюймовочка разговаривала с больной ласточкой.
- Придумать и записать письмо, которое Дюймовочка
прислала из далёкой прекрасной страны.
5.
Сказка и экология
- Рассказ воспитателя о том, кто такие полевая мышь,
крот, жук, жаба, ласточка. Представление об их
42
необходимости в природе, о местах обитания,
потребностях.
6.
Сказка развивает
руки
- Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной
бумаги изготовить кроватку Дюймовочки.
- Изобразить действия и движения героев сказки с
помощью пальцев и кистей рук (как ходит
Дюймовочка, как машет крыльями ласточка, как скачет
жаба).
7.
Развитие мышления
и воображения
-А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки. Что
же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки.
-Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда
развивались события?
-Представь, что Дюймовочка осталась у жука. Была бы
она рада, счастлива?
- Быть такого крошечного роста, как героиня сказки –
хорошо или плохо?
Сказка «Царевна лягушка»
№
1.
Раздел работы
Нравственный урок
Примерное содержание работы по сказке.
- «Без труда не вытащишь и рыбку из труда».
- «Доброта и верность всё преодолеют».
2.
Воспитание добрых
чувств
- За что мне очень нравится Иван-царевич?
Василиса?
- А можно ли пожалеть жён старших братьевцаревичей? Ведь им было трудно, они не владели
волшебством. А за что их можно поругать, что
посоветовать?
3.
Сказка и математика
- Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивануцаревичу.
4.
Речевая зарядка
- Этимология слова «рукодельничать».
- Объясните, что значит: «Ниже плеч буйну голову
повесил» (опечалился).
43
- Василиса Премудрая «Как солнце ясное светится» как это понимать?
- Почему Ивану-царевичу удалось найти смерть
Кощея Бессмертного?
- Вспомним красивые слова и выражения из сказки.
5.
Сказка и экология
- Рассказ о лягушках, об их пользе для природы и
человека.
- За что человек может сказать «спасибо» лягушкам?
6.
Сказка развивает руки
- Нарисовать и раскрасить яйцо, в котором
хранилась смерть Кощея.
- Лепка - каравай для царского пира.
7.
Развитие мышления и
воображения
- Если бы стали лягушкой? С кем бы вы общались?
О чём мечтали? Чего бы боялись? Что бы
посоветовали человеку?
- Изменим сказку: если бы вы стали волшебником и
попали в сказку, что бы придумали, чтобы не
убивать Кощея, а сделать его добрым, весёлым?
44