Адаптированная программа дополнительного образования Топотушкидля детей с ОВЗ

Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая коррекционная
программа «Топотушки» по дополнительному образованию художественной
направленности для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ является
приложением к адаптированной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью; для детей – инвалидов с нарушениями
аутистического спектра.
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, художественной
направленности и программы музыкальной психокоррекции детей с
ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» Е.Н.
Котышевой. Направлена на социальную адаптацию детей-инвалидов,
имеющих в анамнезе расстройства аутистического спектра, умственную
отсталость, органические поражения центральной нервной системы,
соматические заболевания и др. Занятия проводятся в музыкальном зале, не
однородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести
дефекта.
Занятие хореографией в данном образовательном учреждении обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатка психического и
физического развития дошкольников средствами музыкально-ритмической
деятельности. Танцевальные движения вызывают постоянную концентрацию
внимания, запоминания условий выполнения упражнений, быструю реакцию
на смену музыкальных фраз.
Работая на протяжении трех лет с детьми комбинированной группы,
подтверждает тот факт, что эффективность максимально раннего включения
детей с ОВЗ в музыкально-коррекционную деятельность, в процессе которой
развиваются двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные
процессы, формируются навыки общения, отмечаются следующие
достижения:
- повышение уровня развития психических процессов;
- проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности
ребёнка;
- достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в
процессе музыкальной деятельности.
В процессе обучения формируется детская фантазия,
импровизировать под музыку, не бояться отличаться от других.
Педагогическая целесообразность данной программы
развивать дошкольников с ОВЗ при помощи танца.

умение

предполагает

Актуальность программы:
1. Программа разработана с учетом государственной политики в области
дополнительного образования, социальному заказу общества и
ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей
детей и родителей.
2. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует
ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при
регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Отличительные особенности:
Программа намечает тот объём знаний и материала, который может быть
использован с учётом физических и психических возможностей
дошкольников.
Нормативно-правовая база
При разработке программы учитывались следующие нормативно-правовые
документы:

Международная конвенция ООН о правах ребенка,

Конституция РФ;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;

Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2016 - 2020 годы;

Устав МБДОУ «Каргасокский д/с № 34»;

Федеральным законом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Сан-ПиНами
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4
июля 2014 г № 41;

Сан-ПиНами 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образование «Открытое образование» от 18.11.2015г.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
09.11.2018г. №196.

от

Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья средством хореографии.
Задачи программы:

способствовать развитию и коррекции психических процессов;

развивать
эмоциональную
сферу
личности,
потребность
самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

вырабатывать координацию при выполнении основных движений.
Основные направления и содержание деятельности:

программа рассчитана на 2 года обучения дошкольников (4-7 лет);

занятия проводятся с сентября по май включительно 1 раз в неделю по
15 мин;

структура проведения занятий вариативна в группе с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ;

один и тот же музыкальный материал используется многократно,
чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить;

при необходимости (помощь в передвижении в пространстве по залу)
на занятиях присутствуют взрослые: воспитатели, тьютор, родители;

на занятии создается атмосфера особо доверительных отношений.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся
по принципу «от простого к сложному».
Группа
Комбинированная

Объём учебной нагрузки
Часов в неделю
Часов в месяц
1 академический
4академических
час
часа

Всего часов в год
36 академических
часов

Этапы реализации программы:
Срок реализации программы - 2 года. Занятия проводятся в групповой
форме (группа от 4-6 детей, дети в возрасте от 4 до 7 лет).
Продолжительность группового занятия составляет 15 минут, 36
академических часов в год. Каждое занятие ритуализировано: начало занятия
– настрой, в конце – снятие нагрузки. Дети с ОВЗ учатся выразительно,
правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения,

например: ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять
несложные танцевальные композиции.
Первичный этап: включает этап психолого-педагогической диагностики
отклонений развития у детей, изучение всех сторон психики
(познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу,
личностное развитие), моторики, а также особенностей развития
музыкальных способностей детей.
Основной этап: занятия хореографией проводятся в соответствии с
календарно-тематическим планированием.
Контрольный этап (в конце года): проводятся диагностические процедуры
с целью выявления динамики психического развития ребёнка.
Материально-техническая база

проигрыватель, аудиозапись;

атрибуты для танцев (ленточки, платочки, флажки, бантики)
Для проведения занятий необходимо создавать безопасное пространство:

хорошо освещенная, проветриваемая, просторная комната;

ковровое покрытие для занятий в чешках.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации
используются следующие методы обучения:
Словесный: объяснение музыкального сопровождения.

задач

предмета

Наглядный: показ упражнений
Практический метод используется комплексом различных приёмов,
взаимосвязанных наглядностью и словом:
- игровой приём;
- фиксация отдельных этапов хореографических движений;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности
однотипных движений)
Формы подведения итогов реализации программы
Участие детей в праздниках и развлечениях внутри группы.
Планируемые результаты освоения программы:


повышение уровня психических процессов;


достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения
в процессе занятий хореографией;

развитие координации при выполнении основных движений.
Структура занятия
Для достижения оптимальных результатов занятие проводится строго по
схеме, равномерно распределяя психофизическую нагрузку:
1) приветствие (на «раз» шаг вправо, «и» ногу приставить, на «два»
поклон головой, «и» поднять голову, повторить влево);
2) ОРУ: ходьба по кругу, на носках, пятках, с закидыванием ног,
подскоки; бег легкий, передающий различный образ («бабочки»,
«птички», «ручейки» и т.д.)
3) ритмическая разминка;
4) разучивание и повторение танцев, хороводов;
5) коммуникативные игры, ритмические игры с предметами и т.д.;
6) прощание (как приветствие)
Сюжетно-тематическая характеристика репертуара
№ Тема
п/п
1
Мир игрушек

2

3

Любимые
персонажи
мультфильмов
В мире сказок

4

Природа и
животные

5

Юмор и шутка

6

Путешествия

7

Настроения в
музыке и
пластике
Любимые
песни детей, а
также их мам и
бабушек

8

Композиция
«Неваляшки», «Кукла»,
«Кукляндия», «Танец Кукол и
Мишки», «Танец Солдатиков и
Куколок и др.
«Чебурашка», «Кузнечик», «Три
поросенка» и др.

Варианты включения в другие
виды деятельности
Музыкальные и интегрированные
занятия, праздничные утренники и
развлечения

«Едем к бабушке в деревню»,
«»Веселые путешественники»,
«Вместе весело шагать» и др.
«Осенний парк», «Лирическимй
танец» и др.

Музыкальные и интегрированные
занятия, праздничные утренники и
развлечения
Музыкальные и интегрированные
занятия, праздничные утренники и
развлечения
Интегрированные занятия,
праздничные утренники и
развлечения
Интегрированные занятия,
праздничные утренники и
развлечения
Интегрированные занятия,
праздничные утренники и
развлечения
Занятия по изодеятельности,
интегрированные занятия

«Рыбачок», «Цыплята» и др.

Семейные праздники и развлечения

«Красная шапочка», «Птичка польку
танцевала», «Поросята» и др.
«Упражнения с осенними листьями»,
«Дети иприрода», «Белые
кораблики», «Голубая вода» и др.
«Озорники», «Два барана», «Кошкимышки», «Антошка и др.

9

Парные танцы

«Маленький танец», «Кремена»,
«Старинная полька» и др.

10

Сюжетные
танцы

11

«Домисолька», «Танец Месяца и
Звездочек», «Танец Вьюги и
снежинок» и др.
«Аэробика», «Я расту здоровым» и
др.

Композиции
физкультурной
направленности
Игры и этюды
«Веселые кубики», «Игра с мячом», «
Птички и Вороны»
Ритмическая
«Осенние дорожки», «Анимашкиразминка
ералашки» и др.

12
13

Интегрированные занятия,
праздничные утренники и
развлечения
Театрализованные представления,
праздники и развлечения
Комплексы общеразвивающих
упражнений. Физкультурные
занятия, праздники
Интегрированные занятия,
праздники и развлечения
Музыкальные и интегрированные
занятия, праздничные утренники и
развлечения

Список литературы:
1.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей:
Учеб.пособие.-СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
2.
Буренина
А.И.
Ритмическая мозаика: (Программа по
ритмической пластике для детей 3-7лет). – издание 4-е, переработанное и
дополненное), в контексте ФГОС ДО.
3.
Котышева Е.Н. Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные
занятия для детей дошкольного возраста.- СПб.: КАРО, 2013. – 192с: ил. –
(Серия «Коррекционная педагогика»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».