1
Информационная карта
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
5.
6.
Направленность
художественной направленности
для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ
Сведения об авторе-разработчике
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Гаус Ирина Владимировна
Сведения о программе
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Топотушки»
Содержание
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Цель и задачи программы
Отличительные способности
Возраст детей и сроки реализации программы
Формы и режим занятий
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты
Формы подведения итогов программы
Структура занятия
Учебный план (первый год обучения)
Учебный план (второй год обучения)
Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы
Интеграция образовательных областей
Формы взаимодействия с родителями
Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
Приложение
1. Пояснительная записка
2
2
3
3
4
4
4
4
5
5
6
6
6
11
16
16
16
16
17
17
17
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая коррекционная программа
«Топотушки» по дополнительному образованию художественной направленности для
детей с инвалидностью и детей с ОВЗ является приложением к адаптированной
образовательной программе для детей с умственной отсталостью; для детей – инвалидов с
нарушениями аутистического спектра.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
3.
Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 г №629 «Об утверждении порядка
организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 г. № 678-р
5.
Письмо Минобрнауки
России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
6.
Письмо Минпросвещения России 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О методических
рекомендациях»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8.
Устав МБДОУ «Каргасокский д/с №34»
9.
Программа воспитательной работы ОО
10.
Положение о мониторинговой деятельности МБДОУ «Каргасокский д/с №34»
11.
Положение о дополнительных общеразвивающих программах, порядке их
рассмотрения и утверждения в МБДОУ «Каргасокский д/с №34»
В основу программы «Топотушки» положена авторская программа Бурениной
А.И.
«Ритмическая мозаика», художественной направленности и программы музыкальной
психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!»
Е.Н. Котышевой.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
3
Основная направленность программы – это социальная адаптация детей-инвалидов,
имеющих в анамнезе расстройства аутистического спектра, умственную отсталость,
органические поражения центральной нервной системы, соматические заболевания и др.
Занятия проводятся в музыкальном зале, не однородных как по возрастному составу
детей, так и по структуре и тяжести дефекта.
Направленность дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Топотушки» - это целостное развитие личности ребёнка в музыкальноритмической деятельности, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к
музыкальному искусству.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность.
Занятие
музыкально-ритмической
деятельностью
в
данном
образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции
недостатка психического и физического развития дошкольников средствами музыкальноритмической
деятельности. Танцевальные
движения
вызывают
постоянную
концентрацию внимания, запоминания условий выполнения упражнений, быструю
реакцию на смену музыкальных фраз.
Работая на протяжении пяти лет с детьми комбинированной группы, подтверждает тот
факт, что эффективность максимально раннего включения детей с ОВЗ в музыкальнокоррекционную деятельность, в процессе которой развиваются двигательные, сенсорные и
речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения, отмечаются
следующие достижения:
- повышение уровня развития психических процессов;
- проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;
- достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности.
В процессе обучения формируется детская фантазия, умение импровизировать под
музыку, не бояться отличаться от других.
Педагогическая целесообразность данной программы предполагает
дошкольников с ОВЗ при помощи музыкально – ритмических движений.
развивать
1.
Программа разработана с учетом государственной политики в области
дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
2.
Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе
всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему
оздоровлению организма.
1.3. Цель и задачи программы
4
Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья средствами музыки и ритмических движений.
Задачи программы:
развитие музыкальности;
способствовать развитию и коррекции психических процессов;
развитие творческих способностей, потребность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Занятия движениями для детей с особенностями развития имеют особое значение, потому
что двигательные упражнения тренируют мозг, подвижность нервных процессов.
1.4 . Отличительные особенности программы
Программа намечает тот объём знаний и материала, который может быть использован с
учётом физических и психических возможностей дошкольников.
Главный метод в приобщении детей к музыкально-ритмической деятельности, в
формировании красивой осанки, правильных двигательных навыков, умений
координировать движения с музыкой – это «вовлекающий» показ педагога. Еще одна
особенность программы – это использование в качестве музыкального сопровождения
целостных произведений – в грамзаписи и «живом» исполнении.
1.5. Возраст детей и сроки реализации программы
Программа «Топотушки» рассчитана на 2 года обучения дошкольников (5-7 лет)
1.6. Формы и режим занятий
Образовательная деятельность реализуется в таких формах, как массовые,
индивидуальные и подгрупповые занятия.
занятия проводятся с октября по апрель включительно 1 раз в неделю по 15 мин;
структура проведения занятий вариативна в группе с детьми-инвалидами и детьми
с ОВЗ;
один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в
своём индивидуальном темпе смогли его усвоить;
при необходимости (помощь в передвижении в пространстве по залу) на занятиях
присутствуют взрослые: воспитатели, тьютор, сопроводители, родители;
на занятии создается атмосфера особо доверительных отношений.
Объём учебной нагрузки
Группа
Разновозрастная
комбинированная
Часов в неделю
1 академический час
Часов в месяц
4 академических
часа
Всего часов в год
28 академических
часов
1.7. Особенности организации образовательного процесса
5
Занятия проводятся по принципу «от простого к сложному».
Каждое занятие ритуализировано: начало занятия – настрой, в конце – снятие нагрузки.
Дети с ОВЗ учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные
движения, например: ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять
несложные танцевальные композиции.
Первичный этап: включает этап психолого-педагогической диагностики отклонений
развития у детей, изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь,
эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенностей
развития музыкальных способностей детей.
Основной этап: занятия ритмикой проводятся в соответствии с календарно-тематическим
планированием.
Контрольный этап (в конце года): проводятся диагностические процедуры с целью
выявления динамики психического развития ребёнка.
1.8. Ожидаемые результаты освоения программы
повышение уровня психических процессов;
достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе
занятий хореографией;
развитие координации при выполнении основных движений.
1.9. Формы подведения итогов программы
Участие детей в праздниках и развлечениях внутри группы.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение
проявлений детей в музыкально-ритмической деятельности, оценка выполнения
ими различных игровых заданий.
2. Структура занятия
6
Для достижения оптимальных результатов занятие проводится строго по схеме,
равномерно распределяя психофизическую нагрузку:
1)
приветствие (на «раз» шаг вправо, «и» ногу приставить, на «два» поклон головой,
«и» поднять голову, повторить влево);
2)
ОРУ: ходьба по кругу, на носках, пятках, с закидыванием ног, подскоки; бег
легкий, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.)
3)
ритмическая разминка;
4)
разучивание и повторение танцев, хороводов;
5)
коммуникативные игры, ритмические игры с предметами и т.д.;
6)
прощание (как приветствие)
2.1. Учебный план (первый год обучения)
№
п/п
1
Тема занятия
День радостных
знакомств
Цели и задачи, краткое содержание
занятия
Социализация детей в группе.
Развитие способностей к
вербальному и невербальному
общению со взрослыми и
сверстниками
Социализация детей в группе.
Развитие сенсорных музыкальных
способностей: различение контрастов
в динамике (громко-тихо), темпе
(быстро-медленно)
2
День маленьких
человечков.
Звучащие жесты
3
Разноцветная
неделя
Развитие слухового внимания и
тембрового слуха. Различение на
слух контрастных тембров
(металлический звук, деревянный).
Подведение к исполнению
метрической пульсации.
4
День плюшевых
игрушек
Развитие образного восприятия
музыки, умения передавать в
движениях контрастный игровой
образ (Мишка, Белочка, Кошечка,
Зайчик, Лисичка)
5
Праздник осени
Подведение к самостоятельному
исполнению несложных плясок с
7
Музыкальноритмический репертуар
Коммуникативные танцыигры: «Найди себе пару»,
игры с именами, пляска с
платочками, с
погремушками.
Коммуникативные танцыигры. Игры с именами.
Дидактические игры:
«Громко и Тихо», пляска
«Поссорилисьпомирились. Игра «Эхо»
(с хлопками)
Музыкальнодидактические игры на
различение контрастных
тембров (Угадай, на чем
играю?). Пляски по
показу педагога. Пляски с
атрибутами (платочками,
погремушками и др.)
Пляска-игра с игрушками
(музыка по выбору).
«Прятки» и «Догонялки»
с персонажами: Мишкой,
Лисичкой, «Плюшевый
медвежонок» муз.рит.композиция. Музритм. Игра «Зайцы и
Медведь». Круговая
парная пляска.
Импровизация движений
под музыку («Юмореска с
фаготом»)
Несложный муз-ритм.
репертуар осенней
листиками, грибочками, зонтиками
6
День
запасливых
зверушек (или
как лесные
звери готовятся
к зиме)
7
День первого
снега
8
День
счастливых
снеговиков
9
Путешествие в
зимний лес
10
День зимних
звуков
11
Ожидание
волшебного
праздника Ёлки
тематики: «Танец с
зонтиками», «Хоровод с
осенними листьями»,
«Танец грибочков»,
«Плюшевый медвежонок»
Подведение детей к пластической
Инсценирование
импровизации в движениях во время
рус.нар.сказок «Курочка
инсценирования знакомых сказок под Ряба», «Репка» по показу
музыку: выполнение движений по
педагога и
показу педагога и самостоятельно.
самостоятельно под
Развитие ассоциативного восприятия рус.нар.музыку. Круговая
музыки: низкие звуки – «Дедушка»
пляска под р.н.м.
высокие звуки – «Птички», средний
Импровизация движений
регистр – «Лисичка», «Внучка»
под разную по характеру
музыку
Развитие выразительности движений,
Разучивание парных
мимики. Развитие способности
круговых плясок.
самостоятельно менять движения в
Инсценирование игровых
соответствии с характером музыки.
песен по показу педагога:
Формирование навыков
«Зима» М.Красева,
перестроения в пространстве:
«Санки» А.Филиппенко и
движение по кругу по одному и
др.
парами, в маленьких кружках,
врассыпную
Развитие тембрового слуха, чувства
Танец «Снеговики»
ритма: умения исполнять
(муз.К.Вебера).
ритмическую пульсацию под
Исполнение массовых
умеренную по темпу мелодию,
круговых плясок,
отмечать сильную долю в танце
озвученных бубенчиками
и барабанчиками (музыка
плясовая народная – по
выбору). Танец
«Снежинки» разучивание
Развитие музыкального восприятия:
Пластические этюды под
музыкального настроения, игрового
музыку Ю.Забутова
образа. Импровизация под
«Ворона сердится»,
музыкальные пьесы игрового
«Храбрый заяц».
характера: «Ворона сердится»,
Повторение танце
«Трусливый заяц» и др.
«Снеговики» и
«Снежинки»
Развитие музыкального восприятия:
Парная пляска
музыкального настроения, игрового
«Метелица». Повторение
образа, учить передавать контрасты
танце «Снеговики» и
звучания в движениях
«Снежинки».
Музыкальные игры и
этюды
Развитие эмоциональной сферы:
Разучивание новогодних
умения выражать в движениях
хороводов, характерных
разные игровые образы. Закрепление
танцев.
8
навыков ориентировки в
пространстве – ходьба хороводным
шагом по кругу, сужение и
расширение круга, выполнение
несложных плясовых движений
Воспитание коммуникативных
навыков, произвольности поведения
на праздничных утренниках, умения
согласовано выполнять движения в
общих плясках
12
Новогодний
утренник
13
Прощай,
Ёлочка!
14
День снежных
дорожек
15
День ледяных
фигур
Развитие танцевально-игрового
творчества, умения самостоятельно
находить движения в соответствии с
музыкальным образом. Продолжение
работы над развитием навыков
пространственного мышления:
умения выполнять простейшие
перестроения – по кругу, парами
лицом друг к другу и спиной
врассыпную, «змейкой»
16
День домашних
питомцев
Развитие эмоциональной сферы
детей, создание радостной
атмосферы (психологического
комфорта) на занятиях средствами
коммуникативных музыкальных игр,
веселых плясок
17
День льдинок и
сосулек
Развитие ритмического слуха:
воспроизведение ритмической
пульсации, чередование четвертной и
двух восьмых (ти-ти-та), выделение
Побуждение к исполнению знакомых
плясок, игр, хороводов. Развитие
танцевального творчества:
импровизация плясовых движений,
самостоятельное исполнение танцев
и хороводов по желанию детей
Развитие навыков пространственного
мышления: умения выполнять
простейшие перестроения – по кругу,
парами лицом друг к другу и спиной
врассыпную, «змейкой» - за ведущим
9
Исполнение плясок, игр и
упражнений – по показу
педагога и
самостоятельно.
Совместные пляски с
родителями «Найди себе
пару», «Новогодние
хороводы»
Повторение знакомых
плясок, игр, упражнений,
хороводов.
Упражнения на
перестроения под
спокойную и подвижную
музыку. Разучивание
круговых и парных
плясок. Игры
«Догонялки», «Прятки»
Упражнение
«Снеговики». Музритм.упражнения на
основе двухчастной
контрастной музыки: бег
или ходьба, с окончанием
музыки «замереть» в
образе ледяной фигуры.
Парный круговой танец,
образно-игровые
композиции:
«Чебурашка», «Белочка»
Муз-ритм.композиции по
показу педагога и в
самостоятельном
исполнении:
«Разноцветная игра»,
«Поросята», «Птички и
Вороны», «Белочка»,
«Кошка с котятами» и др.
Музыкальнокоммуникативные игры с
предметами (клавесами,
бубнами, маракасами) –
сильной доли в ритмических играх,
плясках, хороводах
18
19
20
21
Праздник
блинов
Развитие эмоциональной сферы
детей, создание радостной
атмосферы (психологического
комфорта) на занятиях средствами
коммуникативных музыкальных игр,
веселых плясок, знакомство с
весенними хороводами. Повторение
топающего шага, несложных
(однонаправленных) плясовых
движений
Ожидание весны Закрепление умений воспроизводить
в движении ритмическую пульсацию,
несложный ритмический рисунок,
сильную долю. Закрепление навыков
плясовых движений: топающий шаг,
полуприсядка, кружение на
топающем шаге.
Музыкальные
Развитие умений выполнять
подарки для
плясовые движения по показу
бабушки и мамы
педагога и самостоятельно.
Разучивание плясок с мамами.
Закрепление умений начинать и
заканчивать движение с музыкой.
Встречаем птиц
Закрепление навыков легкого бега,
прыжков на двух ногах, мягкой
пружинки
22
День капели и
ручейков
23
День весеннего
ветерка
Совершенствование навыка легкого
бега, умений начинать и заканчивать
движение с музыкой, выполнять
перестроения в соответствии с
частями музыки
Совершенствование навыка легкого
бега, умений начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой.
Закрепление умений выполнять
маховые движения руками на
пружинке)
10
на основе народных
плясовых мелодий.
Повторение образноигровых композиций по
выбору детей:
«Чебурашка», «Белочка»,
«Поросята»
Разучивание весенних
хороводов по показу
педагога (по выбору)
Разучивание весенних
хороводов. Танец
«Солнечные лучики».
Музыкальные подвижные
игры по выбору детей.
Пляска «Кнопочки». «Две
капельки» Е.Зарицкой,
упражнение с цветами
(«Вальс» Кишко), парные
пляски с мамами по
показу
Упражнение
«Воробышки»
(муз.Т.Вилькорейской).
«Птички и Вороны».
Повторение весенних
хороводов
Упражнение «Ручейки»
(легкий бегмуз.К.Вебера).
Повторение парных
плясок по желанию детей
Упражнение для рук
«Ветерок и ветер».
Парные и характерные
танцы с перестроениями
на 2-3 фигуры.
Повторение упражнений в
легком беге («Ручейки»).
Подвижные игры с
музыкой (по выбору
24
25
26
27
28
29
30
детей)
Пляска «Неваляшки»,
«Куклы и Мишки».
«Плюшевый
медвежонок». Повторение
знакомых образноигровых композиций и
подвижных игр
Любимые
Совершенствование умений
«Кнопочки», «Раз,
песенки
выполнять несложные плясовые
ладошка», «Две
движения по показу взрослого при
капельки»,
обыгрывании детских песен
муз.Е.Зарицкой.
Повторение знакомых
парных плясок.
День первых
Совершенствование умений
«Волшебный цветок»
цветов
выполнять покачивание руками (на
муз.Ю.Чичкова.
пружинке), закрепление умения
Повторение знакомых
начинать и заканчивать движения с
плясок и образных
музыкой
музыкально-ритмических
композиций
День весенних
Закрепление навыка легкого бега,
Упражнение с цветами и
лучиков
топающего шага, прыжков на двух
зелеными веточками,
ногах. Закрепление навыков
образно-игровые
перестроений в пространстве,
композиции: «Кот
движения по кругу, врассыпную,
Леопольд», «Поросята»,
«змейкой» за ведущим
«Птички и Вороны»
Праздник
Воспитание у детей устойчивого
«Танец с цветами»
одуванчиков
интереса к музыкально-ритмической
(повторение)
деятельности. Расширение и
Муз-ритм.композиция
совершенствование двигательных
«Песенка о лете»,
навыков и умений.
муз.Е.Крылова
День маленьких
Подведение детей к пластической
Круговая пляска под
сказок
импровизации в движениях во время
р.н.м. Импровизация
инсценирования знакомых сказок под движения под разную по
музыку: выполнение движений по
характеру музыку.
показу педагога и самостоятельно.
Здравствуй, лето Закрепление навыков ориентировки в
Исполнение танцев с
красное!
пространстве: умений становится в
цветами по показу
круг, парами по кругу, занимать
взрослого. Импровизация
свободное место в зале.
под музыку – по желанию
Воспитание у детей устойчивого
детей. Исполнение
интереса к музыкально-ритмической
народных игр и
деятельности. Совершенствование
хороводов: «Кто у нас
двигательных навыков и умений.
хороший», «Алый
платочек» и др.
Наши любимые
игрушки
Совершенствование умений
выполнять простейшие плясовые
движения: полуприсядка для
мальчиков, кружение в парах,
поочередное выставление ног на
каблук, кружение на месте и др.
2.2. Учебный план (второго года обучения)
11
№
п/п
1
Тема
занятия
День
радостных
встреч
2
День осенних
фантазий
3
День танцев с
осенними
листьями
4
Осенние
настроения в
музыке
5
День
дождиков и
танцующих
зонтиков
6
Осенний
карнавал
Цели и задачи, краткое содержание Музыкально-ритмический
занятия
репертуар
Социализация детей, развитие
Коммуникативные танцынравственно-коммуникативных
игры: «Найди себе пару»,
навыков, способностей к
игры с именами. Повторение
вербальному и невербальному
знакомых образно-игровых
общению со взрослыми и
композиций: «Плюшевый
сверстниками. Развитие музыкальной
медвежонок», «Поросята»,
памяти, обогащение музыкальноразучивание парной пляски
слуховых представлений.
по показу
Развитие музыкального восприятия:
Хоровод с осенними
умения отражать в движениях
листиками (по показу
характер музыки: «спокойный»,
педагога). Муз-ритм.
«осенний». Развитие сенсорных
Композиции и этюды на
музыкальных способностей:
осеннюю тему:
различение оттенков в динамике
«Упражнения с листьями»
(громко-умеренно громко, тихо),
(муз.М.Леграна). Игра «Эхо»
темпе (быстро-умеренно-медленно) и
(с хлопками). Игры с
умение согласовывать темп
листиками-по выбору
движения с разным темпом музыки
Развитие слухового внимания и
Разучивание хороводов
тембрового слуха. Различение на
осенней тематики
слух различных тембров
(металлический звук, деревянный,
бумажный, струнный, стеклянный).
Закрепление умения двигаться в
соответствии с метрической
пульсацией, выделять сильную долю,
умение показать в движении паузу.
Развитие умений выполнять руками
плавные, мягкие движения.
Развитие умения различать
Муз-ритм.композиции с
мажорный и минорный лады,
осенними листьями под
чувствовать их выразительность и
мажорную и минорную
передавать различные по характеру
музыку («Вальс» Е.Доги,
образы в движениях. Создавать
«Вальс» Чайковского,
условия для импровизации движений Жилина и др.) Музыкальнопод музыку
пластические этюды на
развитие танцевального
творчества
Развитие образного восприятия
Танец с зонтиками
музыки, умения передавать в
(муз.А.Петрова), танец с
движениях нюансы музыки: паузы,
осенними листьями и
акценты, формирование навыков
зонтиками (муз.М.Леграна).
различных видов движений: легкий, Композиция «Осенний парк»
отрывистый и широкий бег, бег с
(муз.Е.Доги)
«захлестом»
Подведение к импровизации
Повторение любимых
движений под музыку на заданную
танцев и композиций
тему. Развитие эмоциональной
осенней тематики (по
12
7
День осенней
грусти
8
Осенняя
ярмарка
9
День первой
снежинки и
зимнего
ветерка
10
Путешествие
в зимний лес
11
Белый день:
ожидание
чуда
12
Новогодний
карнавал
сферы: способности передавать в
движениях более тонкие средства
выразительности, различный
характер музыки
Воспитание музыкальной
отзывчивости на музыку: умение
выражать в движениях спокойный,
неторопливый, немного грустный
образ осени. Развитие слухового
внимания, умения менять движения в
соответствии с контрастными
частями музыки, самостоятельно
останавливаться в конце звучания.
Закрепление двигательных навыков,
освоенных на предыдущих занятиях.
Развитие танцевального творчества в
музыкально-ритмических играх и
упражнениях
выбору детей). Игры:
«Ищи», эстафета «Перевези
овощи», «Собери урожай» и
др.
Повторение «Танца с
зонтиком», упражнение
«Прыжки через лужицы»,
упражнения в легком беге
врассыпную по залу.
Упражнение с осенними
веточками на минорный
вальс. Повторение танцев,
музыкально-ритмических
игр по выбору детей.
Танцевальные
импровизации: подарки
Осени (танец овощей, танец
грибочков, танец лесных
ягодок, рябинок и др.) Танец
с ложками,
платками(рус.нар.музыка-по
выбору)
Развитие выразительности движений, Танец снежинок (вальсовая
мимики. Формирование умений
музыка-по выбору).
передавать в движениях легкий,
Музыкально-пластические
воздушный образ снежинок
этюды, танцы-импровизации
с ленточками и легкими
шарфиками. Разучивание
парных танцев (по выбору)
Развитие музыкального восприятия:
Пластические этюды под
музыкального настроения, игрового музыку Ю.Забутова «Ворона
образа. Импровизации под
сердится», «Храбрый заяц».
музыкальные пьесы игрового
Повторение танцев
характера: «Ворона сердится»,
«Снеговики» и «Снежинки».
«Трусливый заяц» и др.
Игра «Ловишки»
(муз.Й.Гайдна)
Развитие музыкального восприятия:
Парная пляска «Метелица».
музыкального настроения, игрового
Повторение танце
образа, учить передавать
«Снеговики» и «Снежинки».
разнообразные оттенки звучания в
Музыкальные игры и этюдыдвижениях. Знакомство с
по выбору. Импровизация
классической музыкой зимней и
движения по классическую
рождественской тематики (из балета
музыку
«Щелкунчик» П.Чайковского)
Воспитание коммуникативных
Исполнение плясок, игр и
навыков, произвольности поведения
упражнений – по показу
на праздничных утренниках, умения
педагога и самостоятельно.
согласовано выполнять движения в
Совместные пляски с
общих плясках и хороводах
родителями «Найди себе
13
13
14
15
16
17
пару», «Бубенчики» и др.
Новогодние хороводы (по
выбору). Исполнение
сольных характерных танце
«Гномы», «Скоморохи»,
«Снежинки и Вьюга» и др.
Прощай,
Закрепление радостных праздничных
Повторение знакомых
Ёлочка!
впечатлений. Развитие танцевального
плясок, игр, упражнений,
творчества: импровизация плясовых
хороводов. Пляска
движений, самостоятельное
«Скоморохов» на
исполнение танцев и хороводов по
муз.П.Чайковского, «Танец
желанию детей
Снежинок», «Танец
Конфеток», «Танец
Снеговиков» и др.
День
Развитие умений импровизировать
Муз-ритм.композиции и
снежных
под музыку с различными
этюды: «Гномы»,
фантазий
атрибутами: лентами, шарфиками,
«Белоснежка», «Красная
звездочками, фонариками и др.
Шапочка» и Серый Волк»
Развитие ориентировки в
(муз.П.Чайковского и др.)
пространстве: умения выполнять
Упражнения на
перестроения – по кругу, парами
перестроения под
лицом друг к другу и спиной,
спокойную и подвижную
врассыпную, «змейкой»-за ведущим
музыку. Разучивание
круговых и парных танцев
(музыка по выбору)
День ледяных
Развитие танцевально-игрового
Упражнение «Снеговики».
фигур
творчества, умения самостоятельно
Музыкально-ритмические
находить движения в соответствии с
игровые упражнения на
музыкальным образом. Продолжение
основе двухчастной
работы над развитием навыков
контрастной музыки: бег или
пространственного мышления:
ходьба, с окончанием
умения выполнять простейшие
музыки «замереть» в образе
перестроения – по кругу, парами
ледяной фигуры.
лицом друг к другу и спиной
Повторение любимых
врассыпную, «змейкой»
танцев детей.
День
Развитие основных,
Разучивание музздоровья
общеразвивающих движений,
ритм.композиций с
укрепление осанки. Воспитание
физкультурными
представления о здоровом образе
атрибутами: обручами,
жизни, привычки и потребности
палками, мячами (музыка по
делать зарядку, заниматься
выбору). Подвижные игры и
физкультурой
эстафеты.
День военноОсвоение перестроений на марше.
«Военный марш»
спортивных
Различение маршевой музыки и
Г.Свиридова,Цирковой
игр
разного характера: спортивный,
марш И.Дунаевского, песня
военный, шуточный марш
«Физкульт-ура! Ю.Чичкова.
Разучивание
танцев:»Богатыри»,
«Моряки и морячки» и др.
по выбору. Подвижные игры
14
18
19
20
21
22
23
24
и эстафеты
Приобщение к традиционной
Разучивание весенних
русской культуре. Развитие
хороводов по показу (по
эмоциональной сферы детей,
выбору). Коммуникативные
создание радостной атмосферы
танцы-игры: «Ручеек с
(психологического комфорта) на
платочком», «Игра в козла»
занятиях средствами
(рус.нар) и др.
коммуникативных музыкальных игр,
веселых плясок, знакомство с
весенними хороводами. Повторение
топающего шага, несложных
(однонаправленных) плясовых
движений
Ожидание
Закрепление умений воспроизводить
Разучивание весенних
весны
в движении ритмическую пульсацию,
хороводов. Муз.несложный ритмический рисунок,
ритм.композиции: «Красный
сильную долю. Закрепление навыков
сарафан», «Веснянка»
плясовых движений: топающий шаг, (укр.народная). Разучивание
присядка для мальчиков, кружение
коммуникативной игры «Айна топающем шаге, различные виды
да Сапожники!»
кружения в парах
Музыкальные подвижные
игры по выбору детей
Музыкальные
Развитие умений выполнять
Упражнение с цветами
подарки для
плясовые движения по показу
(вальс по выбору), парные
бабушки и
педагога и самостоятельно.
пляски с мамами по показу.
мамы
Разучивание плясок с мамами.
Разучивание композиции
Закрепление умений начинать и
«Хлопайте в ладоши»
заканчивать движение с музыкой,
(муз.Е.Зарицкой)
менять в соответствии с
музыкальными фразами движения
Встречаем
Закрепление навыков легкого бега,
Повторение весенних
птиц
прыжков на двух ногах, мягкой
хороводов. «Танец
пружинки
Воробьев», муз.Ф.Госсека
День капели
Совершенствование навыка легкого
Танец «Ручейки» (легкий
и ручейков
бега, умений начинать и заканчивать
бег-муз.К.Вебера).
движение с музыкой, выполнять
Повторение парных плясок
перестроения в соответствии с
по желанию детей
частями музыки
День
Совершенствование навыка легкого
Упражнение для рук
весеннего
бега, умений начинать и заканчивать
«Мельница»
ветерка
движение вместе с музыкой.
(муз.М.Леграна). Парные и
Закрепление умений выполнять
характерные танцы с
маховые движения руками на
перестроениями на 2-3
пружинке)
фигуры. Повторение
упражнений в легком беге
(«Ручейки»). Подвижные
игры с музыкой (по выбору
детей)
Встречаем
Развитие умений выполнять
Коммуникативные танцыдорогих
движения в паре (формирование
игры: «Все мы делим
Праздник
Масленицы
15
гостей
коммуникативных навыков).
Выполнение движений по показу,
импровизация движений в
соответствии с характером музыки
25
Наши
любимые
игрушки
Совершенствование умений
выполнять плясовые движения:
присядка для мальчиков, кружение в
парах, поочередное выставление ног
на каблук, кружение на месте и др.
26
День
весенних
лучиков
Закрепление навыка легкого бега,
топающего шага, прыжков на двух
ногах. Закрепление навыков
перестроений в пространстве,
движения по кругу, врассыпную,
«змейкой» за ведущим
27
День первых
цветов
28
Праздник
одуванчиков
29
Наши
любимые
песенки
Совершенствование умений
выполнять покачивание руками (на
пружинке), закрепление умения
начинать и заканчивать движения с
музыкой, перестраиваться в
соответствии с музыкальной формой
Воспитание у детей устойчивого
интереса к музыкально-ритмической
деятельности. Расширение и
совершенствование двигательных
навыков и умений.
Совершенствование выполнять
несложные плясовые движения по
показу взрослого при обыгрывании
детских песен
30
Здравствуй,
лето красное!
Закрепление и расширение навыков
ориентировки в пространстве.
Воспитание у детей устойчивого
интереса к музыкально-ритмической
деятельности. Совершенствование
двигательных навыков и умений.
пополам»
(муз.В.Шаинского),
повторение композиции
«Волшебный цветок
(муз.Ю.Чичкова). Парная
пляска на 2-3 фигуры
Пляска «Неваляшки»,
«Куклы и Мишки»,
«Буратино», «Мячик».
Повторение знакомых
образно-игровых
композиций и подвижных
игр
Упражнение с цветами и
зелеными веточками
(музыка по выбору).
Образно-игровые
композиции: «Кот
Леопольд», «Поросята»,
«Птички и Вороны»
Повторение композиции
«Волшебный цветок»
муз.Ю.Чичкова. Повторение
знакомых плясок и образных
музыкально-ритмических
композиций (по выбору)
«Танец с цветами»
(повторение)
Муз-ритм.композиция
«Песенка о лете»,
муз.Е.Крылова
«Красная шапочка»,
«Хлопайте в ладоши», «Раз,
ладошка», «Две капельки».
Повторение знакомых
парных плясок (по выбору)
Исполнение танцев с
цветами, танца «Бабочки».
Повторение танцев и музритм.композиций по выбору
детей.
3. Методическое обеспечение программы
16
3.1.
Формы и методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
Словесный: объяснение музыкального сопровождения.
Наглядный: показ упражнений
Практический метод используется комплексом различных приёмов, взаимосвязанных
наглядностью и словом:
- игровой приём;
- фиксация отдельных этапов хореографических движений;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных
движений)
3.2. Интеграция образовательных областей
1.Социально - коммуникативное развитие: в дошкольном возрасте чрезвычайно важно для
чувства принятия среди сверстников и в целом способствует позитивной социализации
ребенка.
2. Познавательное развитие: расширяется музыкальный кругозор (жанры: песня, марш,
танец, колыбельная), развиваются первичные математические представления (круг, овал,
диагональ и т.д.).
3. Речевое развитие - развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области
танца. Развитие мелкой и крупной моторики положительно влияет на артикуляцию,
способствует коррекции речевых нарушений.
4. Художественно - эстетическое развитие – приобщение детей к творческой
деятельности, воспитание чувства красоты, потребности выражать себя в музыкальном
движении.
5. Физическое развитие – развитие двигательных навыков и качеств, формирование
красивой осанки, опорно-двигательной системы, укрепление физического и психического
здоровья.
3.3. Формы взаимодействия с родителями
Для эффективного взаимодействия с родителями необходимо:
1. Согласовать с ними цели и задачи музыкально-ритмического развития детей.
2. Познакомить с содержанием, методах и формах работы по ритмике.
3. Пригласить их к творческому сотрудничеству: участию в различных формах
музыкально-ритмического взаимодействия (к выступлению на детских праздниках
и развлечениях, к совместной реализации игровых творческих проектов, участию в
конкурсах, фестивалях и др.).
4. Организовать взаимодействие с родителями в разных формах работы:
выступление на родительском собрании;
проведение бесед, консультаций;
использование наглядной информации (стенды, передвижные папки);
консультации по электронной почте;
организация Родительских клубов и др.;
17
Во всех перечисленных формах работы родителям важно показать, как музыкальноритмическое воспитание влияет на развитие общих способностей ребёнка (мышления,
речи, развивает внимание и память, творческие способности), каким образом способствует
укреплению психического и физического здоровья (занятия музыкально-ритмическими
движениями формирует красивую осанку и т.д.)
В своем стремлении дать ребенку все, чтобы он был успешным в школе и в жизни,
родители должны понять, какое замечательное, эффективное средство – ритмика, и
поэтому так важно, чтобы дети получали искреннее удовольствие от занятий различными
видами музыкально-ритмической деятельности и эту увлеченность сохранили на будущее.
4. Материально-техническая база
проигрыватель, аудиозапись;
атрибуты для танцев (ленточки, платочки, флажки, бантики)
Для проведения занятий необходимо создавать безопасное пространство:
хорошо освещенная, проветриваемая, просторная комната;
ковровое покрытие для занятий в чешках.
5. Список литературы
1.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
2.
Буренина А.И.
Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике
для детей 3-7лет). – издание 4-е, переработанное и дополненное), в контексте ФГОС ДО.
3.
Котышева Е.Н. Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные занятия для
детей дошкольного возраста.- СПб.: КАРО, 2013. – 192с: ил. –(Серия «Коррекционная
педагогика»).
4.
Информационно-издательский центр «Оливье»
6. Приложение
Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС ДО мониторинг развития детей не проводится с
целью контроля реализации программы (см. раздел IV, п.4.3) Однако для педагога важно
иметь объективную картину развития каждого ребенка, поскольку на основе
диагностических данных выстраивается ИОМ, корректируется содержание работы,
подбирается и адаптируется музыкально-ритмический репертуар.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений
детей в музыкально-ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных
игровых заданий.
Карта диагностики
уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка
18
Ф.И. ребенка
№
Параметры
п/п
1
Интерес и потребность в музыкальном
движении
2
Музыкальность ( способность к отражению в
движении характера музыки и основных
средств выразительности)
3
Эмоциональность,
выразительность
исполнения
4
Креативность (способность к импровизации в
движении под музыку: оригинальность,
разнообразие используемых движений)
5
Развитие двигательных навыков: освоение
разнообразных
видов
движений
в
соответствии с программным содержанием
6
Формирование двигательных качеств:
координации,
точности,
ловкости
движений;
- гибкости, пластичности
7
Подвижность,
лабильность
нервных
процессов (умение переключаться с одного
движения на другое в соответствии с
музыкой. Менять направление движения,
перестраиваться)
8
Формирование правильной осанки
9
Формирование навыков ориентировки в
пространстве
19
Начало
года
Год рождения
Середина
Конец
года
года