СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Возрастные, психологические и индивидуальные
особенности развития воспитанников
обучающихся по программе
1.3 Цель и задачи программы:
1.4 Срок реализации программы
1.5 Принципы проведения театрализованной
деятельности
1.6 Планируемый результат освоения программы:
1.7 Взаимодействие с родителями воспитанников
2. Содержательный раздел
2.1 Тематическое планирование
3. Список литературы
3
3
4
5
5
5-6
6
6-7
7
7-10
10-11
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности «Волшебная сказка», разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом
нормативных документов:
- 1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№ 678-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 2014 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»;
7. Приказом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 июля
2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
8. Устав МБДОУ «Каргасокский детский сад № 34».
3
1.2. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности
развития воспитанников обучающихся по программе
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои
любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и
получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной
деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка;
способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления
к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей.
В
данном
возрасте
происходит
углубление
интереса
к
театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна
состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его
дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры
(драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре
как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет
освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игрдраматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны
ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов,
которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием
смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев,
оригинальными языковыми средствами.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения
театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды
настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр
народной игрушки и плоскостных фигур.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить
артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё
отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех
видах театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).
4
1.3. Цель программы: Развивать коммуникативно - творческие
способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств
(интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,
интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для
развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского
сада.
Программа предполагает проведение четыре занятия в месяц во второй
половине дня.
Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
1.4. Срок реализации программы 1 год
1.5. Принципы проведения театрализованной деятельности
Принцип
адаптивности,
обеспечивающей
гуманный
подход
к
развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание
условий для самореализации.
5
Принцип
целостности
содержания
образования.
Представление
дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и
целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий
его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе
переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных
проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает
опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать»
у
дошкольников
способность
переносить
ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
1.6. Планируемый результат освоения программы:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание,
эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание,
воображение, познавательные процессы, фантазии).
• Личностных качеств (дружеские, партнерские коммуникативные навыки;
любовь к животным).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
1.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
План работы с родителями:
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник»
Папка - передвижка.
6
Декабрь:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».
Февраль:
Анкетирование. Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к
спектаклю.
Март:
Помощь детям при участии в конкурсах.
Апрель:
Помощь детям при участии в конкурсах.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование
Октябрь
Месяц Тема
1.Знакомство с
театром
Цели и задачи
Дать детям представление о театре;
расширять знания театра как вида искусства;
познакомить с видами театров; воспитывать
эмоционально положительное отношение к
театру. Вызвать интерес к театрализованной
деятельности; развивать эмоциональночувственную сферу детей, побуждая их к
выражению своих чувств, к общению;
Формировать
представления
детей
о
театральных профессиях; активизировать
интерес
к
театральному
искусству;
расширять словарный запас.
2. Мир театра
Знакомство с
театральными
профессиями
(художник, гример,
парикмахер,
музыкант, декоратор,
костюмер, артист).
3. «Сюжетно –
Познакомить с правилами поведения в
ролевая игра «Театр» театре; вызвать интерес и желание играть
(выполнять роль «кассира», «билетера»,
«зрителя»);
воспитывать
дружеские
взаимоотношения.
Познакомить детей с понятиями: «Мимика»;
вызывать положительный эмоциональный
отклик детей; учить красиво двигаться под
7
4. В гостях у сказки
«Просмотр
кукольного театра
«Репка» (вместе с
родителями).
Ноябрь
1. В гостях у сказки
Сказка «Репка»
2. Знакомство с
театром масок
3. Знакомство с
театром из
деревянных фигурок
4. Язык жестов».
Игра «Где мы были,
мы не скажем».
Янва
рь
Декабрь
1. Мимика
2. Страна
воображения
Упражнения на
развитие
воображения и
внимания:
«Ковер-самолет»
3. Наше настроение
Этюды на выражение
основных эмоций
4. В зоопарке
Игра «Обезьянки»,
«Животные»
1.
2.
3. Чтение сказки
спокойную музыку, делая плавные движения
Познакомить с настольным кукольным
театром. Активизировать познавательный
интерес к театру; развивать интерес к
сценическому творчеству; разъяснить детям
выражения «зрительская культура»; «театр
начинается с вешалки»; воспитывать любовь
к театру.
Учить детей бесконфликтно распределять
роли;
формировать
дружеское
взаимоотношение; разучить сказку по ролям,
работать над произношением реплик, над
жестами и мимикой; ввести диалог в
процессе показа сказки
Освоение навыков владения данными
видами театральной деятельности
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к
двигательной
имитации,
учить
импровизировать, в рамках заданной
ситуации.
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к
двигательной
имитации,
учить
импровизировать, в рамках заданной
ситуации.
Создать положительный эмоциональный
настрой;
Учить действовать с воображаемыми
предметами
Побуждать детей к выражению образов
героев в движении, мимике, эмоциях; дать
представление об основных эмоциях.
Развивать внимание и наблюдательность,
учить точно копировать движения. Учить
детей передавать характерные движения
животных, развивать внимание.
Побуждать к активному восприятию сказки;
8
«Колобок»
Распределение ролей
4.Показ настольного
театра
Март
Февраль
1. Драматизация
сказки «Колобок»
2. «Колобок –
колючий бок»
В. Бианки.
Рассматривание
иллюстраций к
сказке с
обсуждением
характерных
особенностей
персонажей.
3. «Колобок –
колючий бок»
В. Бианки. Показ
настольного театра.
4. «Знакомство с
видами театров
(теневой,
фланелеграф,
пальчиковый,
плоскостной
театры)»
1. «Чтение р. н. с.
«Лиса и журавль»
2. Конкурс «Игрушка
для театрального
уголка своими
руками» (семейное
учить слушать внимательно сказку до конца
и следить за развитием сюжета. Учить детей
бесконфликтно
распределять
роли;
формировать дружеское взаимоотношение.
Познакомить с настольным кукольным
театром;
Побуждать
к
активному
восприятию
сказки;
учить
слушать
внимательно сказку до конца и следить за
развитием сюжета.
Развивать творческие способности; вызвать
эмоциональный
отклик
детей
на
выступление перед зрителями. Разучить
сказку
по
ролям,
работать
над
произношением реплик, над жестами и
мимикой; ввести диалог в процессе показа
сказки.
Познакомить с новой сказкой; учить
отвечать
на
вопросы
полным
и
содержательным ответом.
Побуждать к активному восприятию сказки;
учить слушать внимательно сказку до конца
и следить за развитием сюжета.
Познакомить детей с разными видами
театров;
углублять
интерес
к
театрализованным
играм;
обогащать
словарный запас.
Развивать
внимание,
усидчивость;
стимулировать эмоциональное восприятие
детьми сказки;
Ощутить себя «творцами» кукол
Организация выставки и награждение
9
видео или фото о
том, как это
делалось)
Совместная
деятельность детей и
родителей.
3. «Вечер загадок»
4. игра «Чудесные
превращения»
Апрель
1. Знакомство с
куклами би-ба-бо.
2. Рисуем сказку
Совместная
деятельность детей и
родителей.
3. Игра «Чудесный
мешочек» (угадать
персонажа сказки)
4. Театрализованное
представление
Показ спектакля
родителям
Закрепить знания детей о сказках
Развивать игровое поведение, готовность к
творчеству; развивать коммуникативные
навыки,
творческие
способности,
уверенность в себе.
Развиваем мелкую моторику рук в сочетании
с речью. Освоение навыков владения данным
видом театральной деятельности.
Организация выставки и награждение.
Развивать воображение, фантазию
Итоговое занятие.
научились за год.
Показать
чему дети
3. Список литературы
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5
лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и
спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по
сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников.
Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн.
для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
10
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка
как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2001.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Электронно-образовательные ресурсы
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельн
ость
Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poiskpo-saitu
Международный образовательный портал http://www.maam.ru
Сайт для воспитателей
http://dohcolonoc.ru
Сайт для
воспитателей http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=
0&y=0
11
Управление образования опеки и попечительства
Муниципального образования «Каргасокский район»
___________________________________________________________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Каргасокский детский сад №34»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Каргасокский д/с №34»
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г
УТВЕРЖДАЮ:
приказом и.о. заведующего
МБДОУ «Каргасокский д/с №34»
__________________ Л.П. Рудакова
Приказ № 104 от «29» августа 2025 г
Программа кружковой деятельности
«ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА»
художественно – эстетической направленности
для детей 4 – 5 лет
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы 1 год)
Автор составитель:
воспитатель I квалификационной категории
Ольга Викторовна Усова
Каргасок, 2025
12
13