ДООП В царстве математики и логики

Информационная карта
Направленность

Социально – гуманитарной направленности
для детей 6-7 лет

Сведения об авторе-разработчике

Воспитатель I квалификационной категории
Наталья Викторовна Гориленко

Сведения о программе

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ И
ЛОГИКИ»

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.
2.1
2.2
3.
3.1.
3.2
3.3.
3.4.
4.

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Актуальность программы
Новизна программы
Педагогическая целесообразность
Цель, задачи дополнительной образовательной программы
Возраст обучающихся и срок реализации программы
Форма и режим занятий
Ожидаемые результаты
Структура занятий
Учебный план.
Планирование образовательного процесса
Ресурсное обеспечение программы
Приёмы и методы
Интеграция образовательных областей
Организация работы с родителями
Диагностика результативности
Список литературы
Приложение № 1

3
3
3
4
4
4
5
5
5
5
5
6
11
12
12
12
12
13
14

Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5

22
24
26
27

1. Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы
математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент
для дальнейшего развития. Формирование и развитие математических представлений у
дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему
умственному воспитанию дошкольника. Современные достижения требуют от человека
мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного
возраста.
Дополнительная программа «В царстве математики и логики» даёт возможность развивать
познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему
увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем
самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3.
Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 г №629 «Об утверждении порядка
организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022
г. № 678-р.
5.
Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации».
6.
Письмо Минпросвещения России 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О методических
рекомендациях».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Устав МБДОУ «Каргасокский д/с №34».
9.
Программа воспитательной работы ОО.
10.
Положение о мониторинговой деятельности МБДОУ «Каргасокский д/с №34».
11.
Положение о дополнительных общеразвивающих программах, порядке их
рассмотрения и утверждения в МБДОУ «Каргасокский д/с №34».
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию
логического мышления, творческих способностей детей 6- 7 лет.
1.2 Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно
формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к
более видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся
выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий;

у детей развивается мыслительные операции анализа и синтеза.
1.3 Новизна
Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а
овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. В
программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического
мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
1.4 Педагогическая целесообразность
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у
обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников,
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Программа содержит в основном традиционные темы математики: арифметику, логику,
геометрию и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды
математических заданий, направленных на развитие математических способностей,
логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач.
Дает возможность обучающимся работать, как под руководством педагога, так и проявить
свои способности на занятиях.
1.5 Цель, задачи дополнительной образовательной программы
Цель: развитие образного и логического мышления, воображения, интереса к математике,
стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы:






Образовательные:
расширять математический кругозор обучающихся;
формировать умение анализировать, делать логические выводы;
закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;
обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости;
научить решать задачи повышенного уровня сложности.






Воспитательные:
способствовать эстетическому воспитанию;
расширить коммуникативные способности;
развивать самостоятельность обучающихся;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.






Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление;
развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
развивать мелкую моторику;
выявлять и развивать математические и творческие способности.

1.6 Возраст обучающихся и срок реализации программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.7 Форма и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, в форме занятия.
В нём используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими
фигурами, сказочные сюжеты, подвижные игры, которые включают различные виды
деятельности: познавательную, двигательную, коммуникативную, конструктивную и
соответствует 5 областям развития. В течение занятия происходит смена видов деятельности.
Каждый ребёнок работает на своем уровне сложности.
1.8 Ожидаемые результаты
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности. Сформировать у детей
уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и
как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
2.Структура занятия
1ч. Логическая разминка
Цель: вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие
связной речи.
2ч. «В царстве математики и логики»
Цель: развивать представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение
высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных
поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный
анализ. Развивать комбинаторные способности.
3ч. «В царстве смекалки»
Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и
мыслительного анализа.
4ч. Рефлексия
Учебный план
Название курса

«Весёлая
математика»
(1-ая подгруппа)
«Весёлая
математика»
(2-ая подгруппа)

Кол-во
занятий
в неделю

Кол-во
занятий
в месяц

Кол-во
занятий в
год

Длительность
Кол-во
занятий
воспитанников
30 мин.

30 мин.

2.2 Планирование образовательного процесса.
Тематическое планирование.
Раздел

Цель

Тема

1

«Количество и счет»

2

«Геометрические
фигуры»

Знакомство со счетом и цифрами в пределах
20, упражнять в составлении и решение
простых задач на сложение и вычитание,
закреплять понимание отношений между
числами натурального ряда, развивать
психические процессы: внимание, память,
логические формы мышления
Закреплять представления о геометрических
фигурах и их свойствах, развивать умение
классифицировать геометрические фигуры по
определённым признакам, зрительнопространственное восприятие, логическое
мышление.

Развивать умение сравнивать длину, массу
«Определение величины» (вес), размер
предметов, сравнивать полученные результаты,
делать выводы и умозаключения.
Развивать ориентирование на плоскости (листе
бумаги), в пространстве, чувство времени;
«Ориентировка
во времени, пространстве, познакомить с часами, днями недели,
названиями месяцев; дать представления о
на плоскости»
последовательности дней недели, месяцев,
года.

3

4

Календарно-тематическое планирование
Тема

1

Количество и счет
1ч «Порядковый счёт», «Что
такое «порядок»
«Веселые цифры»
2ч «Задание на сложение»
«Лабиринт»
«Дорисуй узор»
3ч «Найди два одинаковых
предмета»
4ч Рефлексия
Геометрические фигуры
1ч «Молчанка»
2ч «Составь фигуру», «Угадай,
что спрятали», «Вот какие овощи
3ч «Кто к какому дереву идет?»

Октябрь

№

2

Цель, задачи

Кол-во
занятий
по теме

Развивать зрительное восприятие,
наблюдательность, умение анализировать и
сравнивать, сообразительность
Развивать мышцы пальцев рук, умение
ориентироваться на листе бумаги, проходить
лабиринт

1

Закрепить названия осенних месяцев. Закреплять
умение ориентироваться на листе бумаги. Упражнять
в умении составлять геометрические фигуры из
счетных палочек. Закреплять представления о
геометрических фигурах и их свойствах.

1

Ноябрь

4ч Рефлексия
3

Определение величины
1ч «Счет с хлопками»
2ч «Весёлые кошечки», «Катя и
Катенька,» «Узнай грибок»
3ч «Найди лишний предмет»
4ч Рефлексия

4

Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «Назови соседей»
2ч «Было-будет», «Кто идет в
гости к Белоснежке»,
«Волшебная яблоня»
3ч. Игры со счетными палочками
4ч Рефлексия

1

Количество и счет
1ч «Счет с хлопками»
2ч «Какой? Сколько?» «Зайчатаплутишки»
3ч «Продолжи узор»
4ч Рефлексия

2

Геометрические фигуры
1ч «Устный счет прямой и
обратный»
2ч «Заполни пустые квартиры».
Головоломки со счётными
палочками.
3ч «Дорисуй узор»
4ч Рефлексия

3

Определение величины
1ч «Хлопки»
2ч Логические задачи
«Кто лишний и почему»,
«Найди место» человека.
3ч «Помоги самолету пролететь
через облака»
4ч Рефлексия

4

Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «День и ночь» (какая цифра
исчезла)
2ч «Близко – далеко. Ох,
ориентироваться как нелегко».
Интересные слова «между», «за»,

Развивать навыки счета, умение устанавливать
закономерность, ориентироваться в пространстве.
Закреплять счет в пределах 10. Расширять
представления о «порядке числа»,
систематизировать числа по порядку. Закреплять
понятие порядковые числа. Развивать умение
сравнивать длину, размер предмета. Закреплять
знания сравнивать длину полосок бумаги. Развивать:
умение обобщать и классифицировать, внимание,
быстроту мышления, самоконтроль
Развивать логическое мышление, ориентировку на
листе бумаги.
Уметь
называть
своё
местоположение
относительно других. Развивать ориентирование
на плоскости (листе бумаги), в пространстве,
чувство времени. Закрепление знаний о левой и
правой стороне.
Развивать умение видеть закономерности,
дорисовывать недостающие фигуры, глазомер,
мышцы рук, сообразительность.

1

1

Всего: 4 занятия
Закреплять счет в пределах 10. Расширять
представления о «порядке числа»,
1
систематизировать числа по порядку. Закреплять
понятие порядковые числа. Развивать умение играть
в игры – головоломки, логическое мышление,
умение видеть закономерность, внимание,
самоконтроль.
Развивать логическое мышление, наблюдательность, 1
умение концентрировать внимание, мышцы рук,
координацию. Упражнять в умении составлять
геометрические фигуры из счетных палочек.
Развивать умение составлять новые геометрические
фигуры по образцу и замыслу. Учить
преобразовывать одну фигуру в другую. Закреплять
представления о геометрических фигурах и их
свойствах.
Развивать ориентирование относительно себя,
относительно правой и левой руки. Познакомить
детей с ориентированием на листе. Дать
представление о левом и правом углах, нижних и
верхних углах, левой и правой стороне листа.
Развивать
память,
внимание.
логическое
мышление.
Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших
Развивать зрительное восприятие, концентрацию
внимания, умение видеть закономерность, глазомер
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в
решение простых задач на сложение и вычитание,
закреплять понимание отношений между числами.
Дать представления о счётах, рассмотреть их,
объяснить их назначение.
Развивать ориентирование на плоскости (листе
бумаги), в пространстве, чувство времени.
Закреплять
умение
ориентироваться
в

1

1

«после», «перед».
«Левая и правая рука»,
3ч Лабиринт ««Как Красной
Шапочке пройти к бабушке»
4ч Рефлексия

1

Декабрь

2

3

4

Количество и счет
1ч «Веселый счет»
2ч «По порядку рассчитайся!»
«Весёлые домики»
3ч
«Найди
одинаковые
снежинки»
«Нарисуй снежинку»
4ч Рефлексия
Геометрические фигуры
1ч «Счет по цепочке»
2ч «Нарисуй стрелки на часах»
«Сосчитай треугольники и
квадраты»
3ч «Повтори узор»
4ч Рефлексия
Определение величины
1ч «Живые цифры»
2ч «Раздели правильно».
Закрепить понятия «часть» и
«целое».
3ч Д/и «Что лишнее?»
4ч Рефлексия
Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «Веселый счет»
2ч Решение логических задач
3ч Лабиринт «Проводи Крошку
крота к клумбе»
4ч Рефлексия

пространстве, закреплять умение строиться друг
за другом, называя себя по порядку. Уметь
называть своё местоположение относительно
других. Развивать ориентирование на плоскости
(листе бумаги), в пространстве, чувство времени.
Закрепление знаний о левой и правой стороне.
Развивать ориентирование относительно себя,
относительно правой и левой руки. Познакомить
детей с ориентированием на листе. Дать
представление о левом и правом углах, нижних и
верхних углах, левой и правой стороне листа.
Развивать
память,
внимание.
логическое
мышление.
Всего: 4 занятия
Закрепить счет в пределах 20, решать задачки –
1
шутки.
Развивать наблюдательность, точность движений,
умение концентрировать внимание

Закреплять представления о геометрических фигурах
и их свойствах.
Развивать сообразительность, умение сопоставлять
рисунки, видеть закономерность, точность движений

1

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение
играть в игру – головоломку
Развивать сообразительность, логическое
мышление, речь.

1

Закрепить счет в пределах 20
Развивать умение видеть, сопоставлять,
ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить
закономерность, точность движений, зрительную
память

1

Всего: 4 занятия

Январь

1
2

Каникулы
Геометрические фигуры
1ч. «Хлопки»
2ч. «Кошкин дом», «Волшебные
превращения геометрических
фигур», «Сделай сам зверюшек»
(сгибание, разрезание,
вырезание).
3ч. «Найди два одинаковых
предмета»
4ч Рефлексия

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую
моторику рук. Совершенствовать умение детей
писать элементы цифр и цифры, закреплять состав
чисел и порядок нахождения в линейке цифр.
Упражнять в решение простых задач на сложение
и вычитание, закреплять понимание отношений
между числами, развивать внимание, память,
логические формы мышления. Закреплять
представления о геометрических фигурах и их
свойствах, развивать умение классифицировать
геометрические фигуры по определённым
признакам,
зрительнопространственное
восприятие, логическое мышление. Закреплять

знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие
«многоугольник»,
привести
примеры
многоугольников. Закреплять умение составлять
аппликацию
из
геометрических
фигур,
предварительно их, вырезав; закреплять знания о
геометрических фигурах, развивать умение.
Определение величины
1ч «Считай не ошибись»
2ч Конструирование из
строительного материала:
«Разные дома», «Башни».
3ч «Сложи вместе»
4ч Рефлексия

4

Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «Счет по цепочке»
2ч. «Живая неделя». Стихи,
пословицы поговорки.
3ч. Д/и «Художники»
4ч.Рефликсия

1

Количество и счет
1ч «День и ночь»
2ч «Какой? Сколько?»,
«Числовые домики».
3ч «Нарисуй: что получится?»
4ч Рефлексия

2

Геометрические фигуры
1ч «Молчанка»
2ч «Геометрические фигуры».
Игры со счетными палочками
3ч «Напиши так же»
4ч Рефлексия
Определение величины
1ч «Я задумала число»
2ч «Линейки», «Весы. Их
использование
3ч Логические задачи
«Найди ошибку» «Найди, чем
отличается»»
4ч Рефлексия

Февраль

3

3

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи
– шутки, головоломки.
Упражнять детей вырезать по контуру
геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а
из прямоугольника делать овал, из треугольника
делать многоугольник; учить сгибать фигуры,
ровняя стороны; учить сгибать пополам. Закрепить
названия зимних месяцев, дней недели, частей суток.
Закрепление величины предметов. Развитие
самостоятельности, скорости решения, умение
обосновывать его.
Закреплять счет в пределах 20. Развитие
ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

1

1

Всего: 3 занятия
Закрепить цифры и счет в пределах 20. Расширять
1
представления о «порядке числа».
Совершенствовать умение детей писать цифры,
закреплять состав чисел. Упражнять в решение
простых задач на сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами, развивать
внимание, память, логические формы мышления.
Систематизировать числа по порядку. Закреплять
понятие порядковые числа.
Развивать образное восприятие, внимание, глазомер,
мышцы рук
Упражнять в умении играть в игры – головоломки.
1
Развивать сообразительность, зрительную память,
сопоставлять, концентрировать внимание, точность
движений.

Закрепить цифры и счет в пределах 20. Развивать
умение сравнивать длину, размер предметов.
Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её
значении. Учить проводить прямые линии и
рисовать по линейке. Развивать умение рисовать
фигуры, используя линейку. Закреплять умение
сравнивать полученные результаты, делать выводы и
умозаключения. Расширять представления детей о
весах, рассказать, какие бывают весы и их значение.
Уточнить понятие «вес». Закреплять умения

1

составлять фигуру-силуэт по образцу и замыслу,
знания о трапеции и ромбе.
4

Количество и счет
1ч «Веселый счет»
2ч «Весёлые птички»,
«Ты придумай, я решу»,
«Заполни
пустые
клетки».
3ч «Соедини точки по порядку»
4ч Рефлексия

2

Геометрические фигуры
1ч «Веселые цифры»
2ч «Разложи по клеточкам»
«Что останется?»
«Повтори рисунок»
3ч «Найди похожие предметы»
4ч Рефлексия
Определение величины
1ч «Измени число»
2ч Эксперименты «В каком
сосуде больше воды?», «Что
легче, что тяжелее?», «Что тонет,
что плавает?»
3ч Выводы
4ч Рефлексия

Март

1

3

Апрель

Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «Я задумала число»
2ч «Путешествие по комнате»,
«Двенадцать месяцев»
(викторина по сказке)
3ч «Покажи одинаковые чашки»
4ч Рефлексия

4

Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч «Не ошибись»
2ч «Дни недели», «День и
ночь- сутки прочь».
3ч. Перфокарты «Неделька»,
«Времена года»
4ч Рефлексия

1

Количество и счет
1ч «Назови пропущенное слово»
2ч Составление задач по
схемам, по картинкам.
Задачки-шутки. Игры:
«Засели аквариум»,
«Собери цветок».
3ч «Найди одинаковых птиц»
«Нарисуй лучики солнцу»
4ч.Рефлексия

Закрепление
времен
года,
умение
ориентироваться
по
плану.
Развивать
сообразительность,
мышцы
рук,
точность
движений, умение концентрировать внимание.
Развивать
логическое
мышление,
умение
доказывать правильность решения, опровергать
неправильные, рассуждать.

1

Всего: 4 занятия
Закреплять
счет
в
пределах
20.
1
Систематизировать понятия: больше, меньше,
знаки <,>. Упражнять в решение простых задач на
сложение и вычитание, закреплять понимание
отношений между числами, развивать внимание,
память, логические формы мышления. Развивать
чувство времени; расширять представления о
часах, днях недели, названия месяцев; дать
представления о последовательности дней
недели, месяцев, года. Расширять знания детей о
времени суток, порядке его наступления.
Закреплять умения составлять фигуры по образцу и
1
собственному замыслу, знания о геометрических
фигурах. Развивать сообразительность. Логическое
мышление, умение делать умозаключения,
передавать точность форм, глазомер

Развивать умение решать примеры в пределах 20.
Развивать умение сравнивать массу, объём,
количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,
сравнивать полученные результаты, делать выводы и
умозаключения
Закреплять умение сравнивать предметы по всем
показателям величины.

1

Закрепить временные представления: неделя, год,
счет двойками, тройками в пределах 20
Развивать сообразительность, глазомер,
концентрацию внимания, логическое мышление

1

Всего: 4 занятия
Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение
1
простых задач на сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами, развивать
внимание, память, логические формы мышления.
Развивать у детей приёмы мыслительной активности
(анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Развивать мышление, учить слушать задачи и по
тексту понимать, какое действие нужно сделать.
Закреплять знания детей о деньгах, их назначением

2

3

4

Май

1

2

Геометрические фигуры
1ч Логическая задача
2ч Трафареты – «Обведи
фигуры», «Составь изображение»
3ч Лабиринт «Найди самую
короткую дорогу»
4ч Рефлексия
Определение величины
1ч Логическая задача
2ч Проблемная ситуация «Что
будет, если мерить разными
мерками?» Выводы
«Найди две одинаковые фигуры»
«Найди нестандартную фигуру»
3ч Игры со сетными палочками
4ч Рефлексия
Ориентировка во времени, в
пространстве, на плоскости
1ч Задачи в стихах
2ч «Найди лишнее»
«Найди два зонтика»
«Нарисуй так же»
3ч Лабиринт «Помоги червяку
съесть грушу»
4ч Рефлексия
Количество и счет
1ч «Волшебная палочка»
2ч Решение задач
2 «Исправь ошибку художника»
3ч Работа с перфокартами – «Дни
недели»
4ч Рефлексия
Итоговое занятие «Путешествие в
страну математики».

Развивать умение пользоваться линейкой,
трафаретами, лекалом, воображение. Закрепить
понятия о многоугольниках. Закрепить названия
весенних месяцев, частей суток, умение
ориентироваться на листе бумаги.

1

Развивать умение сравнивать объём, количество
сыпучих тел, сравнивать полученные результаты,
делать выводы и умозаключения.
Развивать зрительное восприятие, смекалку,
наблюдательность, умение делать умозаключения,
логическое мышление

1

Развивать сообразительность, наблюдательность,
умение делать умозаключения, повторять
закономерность, тренировать точность движений.

1

Всего: 4 занятия
Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать 1
математические задачи, знание последовательности
дней недели.
Развивать смекалку, сообразительность, быстроту
реакции

Закрепление пройденного материала.
Выявление уровня развития за год

1

Итого: 30 занятия в год

3. Ресурсное обеспечение программы
Научно-методический ресурс
Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами,
геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.
Материально – технический ресурс
Задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные
пособия, дидактические игры, лото, линейки, счеты.

Технологический ресурс:
Беседа, теоретические и практические задания, рисунки, схемы.
3.1. Приёмы и методы
Методы, в основе которых лежит способ организаций занятия:
-словесные;
-наглядные;
-практические (упражнения);
- использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи);
-игровые (развивающие игры, конкурсы, развлечения)

3.2. Интеграция образовательных областей
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности в
различных видах деятельности, и охватывает следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
3.3. Организация работы с родителями
Папка- передвижка «Математические представления детей старшего дошкольного возраста».
Итоговое занятие «Путешествие в страну математики».
Создание альбомов математики: «Математическая копилка идей», «Калейдоскоп
математических игр».
3.4. Диагностика результативности
В качестве контроля в начале учебного года(сентябрь) и конце года(май) работы проводиться
диагностика уровня развития в форме педагогического наблюдения. С целью проверки
эффективности проведенной работы. Педагогические наблюдения строятся исходя из
основных задач каждого раздела. ( Приложение №5)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давайте поиграем: Математические игры для детей / Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев,
А.А.Столяр, Т.М. Чеботарская; под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.: ил.
2. Занимательная математика для детей. / Ред. В.В.Федоров; Худ. Т. Фёдорова. – С.-Пб.:
Дидактика, 1994 – 320 с., ил.
3. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.
5. Михайлова З.А. Математика – это интересно.
6.Раз, два, три – отвечай (Математические развлечения для младших школьников) –
(Методические рекомендации для учителей начальных классов, а также родителей для
самостоятельной работы с детьми. / О.И.Перькова. – М.: 1992.
7.Решаем задачи. Серия «Математика». – ИП Бурдина С.В.., г. Киров.
8.Считай, смекай, отгадывай / В.П.Труднев. – Пособие для учащихся нач. школы. - СПб.:
Лань, 1994. – 208 с. ил.
9.Учим математику с увлечением. / Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – 2-е изд. – М.:
5 за знания, 2008. – 224 с. (Методическая библиотека).

Приложение №1
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений для детей подготовительной группы
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет
предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила
его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков,
сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав
ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую
карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной
из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог
предлагает сосчитать всем детям вместе.
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натурально ряду, назвать пропущенное число.
Материал: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на
каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Ход игры: Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального
ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем
ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают,
какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто
первый назовет пропущенное число, получает флажок.
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал: цветные косынки от 5 до 10.
Ход игры: выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это
матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий
запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки
меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка
была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Ход игры: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает
всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа
встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер
которого соответствует числу пуговиц на его карточке.
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По
сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое
число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них
и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1».
Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу
3? и т. д.
Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Кто первый назовет»
Цель: развитие внимания, упражнение в порядковом счете.
Ход игры: В. показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз
изображены разнородные предметы. В. договаривается, откуда начинать пересчет предметов:
слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать
количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет
игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
«Угадайте, какое число пропущено?»
Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
Ход игры: В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?»,
объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы
угадывать, какое число я пропустила». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.
«Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.
Материал: карточки с 2 полосками, красные и синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета
на ребенка).
Ход игры: Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных
кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от
друга. Затем обращается к детям:
«Каких кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных кружков
больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д. (до 10).
«Веселые соседи»
Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное
расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Ход игры: В.: «Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите ее и скажите, кто
живет в этих домах? У каждого животного свой дом. А если бы животные захотели бы жить
вместе, на какие группы вы их разделили бы? Сколько домов понадобилось? (Два дома: для
диких животных и домашних животных). Какие животные здесь дикие, какие домашние? А
теперь ответьте, какие соседи у собаки? Чей сосед петух? Кто соседи у бабочки? Кто живет
слева от мышки? Кто живет справа от мышки? Кто живет справа от коровы? внимательно
рассмотрите номера домов. Какие числа-соседи числа 2, Какое число идет до 4? А после 4?
Какое число сосед 8 справа? После какого числа называют число 6? Какое число меньше,
чем 6? Какое число пропущено между числами 3и 5?
«Сколько?»
Цель: развитие мышления.
Ход игры: В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько ушей у пяти малышей?
-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
Игры на расширение представлений о геометрических фигурах
«Сломанная машина»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить замечать нарушения в
изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо
части.
Ход игры: на магнитной доске строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем
все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь
машины.
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с
геометрическими фигурами.
Материал: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на
которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Ход игры: В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок
выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у
которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Материал: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху,
внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Ход игры: В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание:
«Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои
фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в
следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и
внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В.
поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают,
как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют
ошибки.
«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал: фланелеграф, геометрические фигуры.
Ход игры: на фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические
фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и
закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур,
которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур.
Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
«Заполни квадрат»
Цель: упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Ход игры: Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые
геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй
игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по
горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и
по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами
(ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек)
квадрата.
«Учимся рисовать круги»
Цель: учить рисовать круги в квадратах.
Ход игры: В. напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы
будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать
в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон
квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель
показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в
квадратах.).
«Выбери фигуру»
Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.
Ход игры: Условия подобных задач можно написать мелом на доске и предложить детям
решить их фронтально. Дети могут не повторять условие – достаточно нарисовать их или
поднять карточку с правильным ответом.

«Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь
на образец.
Ход игры: Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в
соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности:
составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому
расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать
фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны
самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать
исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании
геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из
нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия
в решении конструктивного замысла.

№13 «Мастерим геометрические фигуры»
Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и
перечислению характерных свойств.
Материал: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)
Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и
счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом. Старший – квадратный, Добродушный,
приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри, ты полней меня и шире, у меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
(Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры).
Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато. Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: - Приятных, Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом, а проснешься без углов!
Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг).
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел – нет
квадрата.
Онемел… Стоит без слов..
Вот так месть. Теперь у брата Восемь новеньких углов!
Дети составляют восьмиугольник и называют все сделанные геометрические фигуры.
«Нарисуй квадрат»
Цель: продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение
зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла, Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает
последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную
двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще
одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо
надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и
рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая
руки. Дети заштриховывают квадраты разными цветами.
№15 «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал: фланелеграф, модели геометрических фигур.
Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка,
просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же

геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно
приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети
рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
Игры на ориентировку в пространстве
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее
сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе
картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель
заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или
фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение
должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет
дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху,
внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры: воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного
цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни
туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые
как одному ребенку, так и всей группе детей.
«Нарисуй по описанию»
Цель: развитие внимания, воображения.
Ход игры: В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная.
Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была
коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом
рисуют его.
«Куда бросим мяч?»
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Дети встают в круг. В. дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой.
Брось мяч тому, кто стоит справа от тебя» и т. п.

«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Ход игры: у каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как
располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат,
в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
«Линии и точки»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание,
мыслительные операции, воображение.
Материал: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши. Ход игры: Воспитатель
раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на
доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление,
и уточняет: что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно.
В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько

вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий,
клеточек и точек.
Игры на временные представления
«Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, месяцев.
Материал: мяч.
Ход игры: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . . Аналогично можно проводить игру о
временах года, месяцах.
«Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Ход игры: В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток
— дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей,
осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: что изображено на картинке? Почему
ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
«Назови скорей»
Цель: формирование знании о днях недели и закрепить знания о их последовательности.
Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает
мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший
мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели
был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и
пятницей).
«Какой сегодня день?»
Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру:
«Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила:
«Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав
мяч, называет следующий день и т. д.

«Времена года»
Цель: закреплять представления о временах года и месяцах осени
Материалы: модель времени года.
Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4
части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой
сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку.
(Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете,
почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете?
Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь,

ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
Игры на сравнение по величине
«Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал: по 7 полосок разной длины и ширины.
Ход игры: В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы:
«Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную
(короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой
до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите
полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по
счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая
полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой.
Которая по счету узкая (широкая)
полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

«Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал: наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого
ребенка).
Ход игры: В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько
палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать
нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой?
Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя!
После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину
палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего
и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по
порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая
тонкая и самая толстая.
«Кто какого роста?»
Цель: установление отношений между величинами.
Ход игры: В. вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком
самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого
роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает
рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает
решить задачи. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря
- выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так
думаете? Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему
вы так думаете? Расскажите.

Приложение № 2
Математические задачи в стихотворной форме
Ёжик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два- под берёзой,
Один под осиной.
Сколько их будет
В плетеной корзине?

Белка сушит на верёвке
Два гриба и три морковки.
Прибежал хорёк, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на верёвке?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

Ну- ка, сколько всех ребят
На горке катается?
Трое в саночках сидят,
Один- дожидается.

Дарит бабушка- лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.

Рада АлёнаНашла два маслёнка!
Да 4 в корзине!
Сколько всего грибов на картине?????

Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Три цыплёнка стоят,
На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде
Берегите, не теряйте.
Сколько всех, пересчитайте!?

Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход…
Сколько вместе, как узнать?
Помогите сосчитать?

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трёх окуней.
Рыбак ЕвсейЧетырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?

Еж спросил ежа- соседа:
-Ты откуда, непоседа?
-Запасаюсь я к зиме.
Видишь яблоки на мне?!
Собираю их в лесу.
Шесть отнес, да три несу.
Призадумался сосед
Это много или нет?

7гусей пустились в путь,
2решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

У меня три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек
У моих подружек?

Раз зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пеньке зайчата сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Мама вышила ковёр,
Посмотри, какой узор.
2 большие клеточки,
В каждой по 3 веточки.
Села маша на кровать
Хочет ветки сосчитать.

Расставил Андрюшка
В 2 ряда игрушки.
Рядом с мартышкойПлюшевый мишка.
Вместе с лисойЗайка косой.
Следом за нимиЕж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделать на всех пирог,
От труда медведь вспотелОн считать ведь не умел!
Помоги ему скорейПосчитай-ка всех зверей.

Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят?

У куклы5 нарядных платьев.
Какое нынче одеть ей?
Есть у меня для платьев шерсть,
Свяжу, и платьев будет…

8 храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал «И я хочу!»
Сколько их пришло к ручью?

5 пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву.
Я травой угощу коня.
Ну, сколько пальцев у меня?

7 малюсеньких котят
Что дают им – все едят.
А 1 сметаны просит,
Сколько же котят?

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
5 румяных, налитых,
Три с кислинкой.
Сколько их?

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2матрёшки, Буратино
И весёлый Чиполлино.
Помоги Танюшке сосчитать игрушки.

Приложение №3
Математические физ. минутки
* 1,2,3,4,5 – встали дети в круг опять.
5,4,3,1 – «в Кошки – мышки» играть хотим!
1, 2,3,4,5 – вышел зайчик погулять
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать: 1,2,3,4,5.
*Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
*На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, да смотри, не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.
*Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
1,2,3,4 – полетел наш самолёт!
*1,2,3,4,5 – начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Прыгнул он … раз (прыжки на месте)
*1,2,3,4,5 – наклониться и на месте постоять.
На носок потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
*Мы все насос включаем, воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два, потекла ручьём вода.
1,2,3,4 – хорошо мы потрудились.
*Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнём, мнём.
*5 раз согнуться, разогнуться,
2 раза нагнуться, потянуться.
3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На 4 – руки шире, 5,6 – тихо сесть.
*Мы становимся всё выше, достаём руками крыши:

1,2 – поднялись, 3,4 – руки вниз.
*Один, два – все вставайте, три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь, семь, восемь – улыбнитесь.
Девять, десять – не зевайте, своё место занимайте.
* Каждый день по утрам делаем зарядку, (ходьба на месте);
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
*Скок – поскок, Скок – поскок, кролик прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт, на разминку всех зовёт.
Ручки вверх, ручки вниз, на носочки подтянись,
Ручки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли пятки.
*Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ – топ – топ;
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп;
Мы руки разведём и побежим кругом.

Приложение №4
Загадки о геометрических фигурах
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? - ...
(треугольник)

Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится ...
(кружок)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)

Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
(прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
(треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник)

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)

Приложение №5
Мониторинг в форме педагогического наблюдения
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Ф.И. ребёнка

Умение считать
(отсчитывать) в
пределах 10,
пользоваться
кол-ным и
порядковым
числительным.

Умение
сравнивать
рядом стоящие
числа в пределах
10, уравнивать
неравное число
предметов.

Умение
сравнивать
предметы
различной
величины.

Знание о форме
предметов.

Умение
определять
местонахождения
предмета по
отношению к
себе, к другим
людям.

Знание о днях
недели,
последовательностей
частей суток.

Умение
устанавливать
зависимость
между целым
множеством и его
частями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».