Описание основной образовательной программы дошкольного образования
Образовательная программа МБДОУ «Каргасокский д/с№34» предназначена для детей
дошкольного возраста от 1 года до 7 лет и обеспечивает права ребенка на всестороннее
развитие. Программа разработана в соответствии с федеральной образовательной
программой
дошкольного образования Программа реализуется на русском языке.
Главными участники реализации Программы являются: дети, родители, педагоги.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Согласно годовому календарному графику
ДОУ работает в условиях полного рабочего дня (11-часовое пребывание)
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Количество групп: 6 групп; (5 общеразвивающей направленности и 1 комбинированной
направленности)
Приоритетное направление ДОУ: социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Общее количество воспитанников: 106 ребёнка.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья составляют 3,7 % - 4
чел., инвалиды - 1,8 % - 2 ребёнка, от общего количества воспитанников. Для детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
разработаны
адаптированные образовательные программы.
Цель реализации основной образовательной программы ошкольного образования в
соответствии с ФОП ДО:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Объем обязательной части Программы составляет 80% от ее общего объема;
часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20%.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде организованной
образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов, что отражено в учебном плане ДОУ.
Результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–7 лет выстраивается в
соответствии с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие». Оно ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Основная задача педагога - это создание таких условий, которые позволяют детям
самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать
его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. Только в
такой деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность
быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт
своей деятельности, свои поступки.
В профессиональной деятельности педагоги ДОУ используют такие технологии, как:
технология проектной деятельности;
метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное
включение дошкольника в создание тех или иных проектов дает ему возможность
осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Здоровеьсберегающие технологии.
Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
Цель - развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления.
Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и по интересам. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно
в утренний и вечерний отрезки времени.
Все виды деятельности могут осуществляться в виде самостоятельной инициативной
деятельности в центрах детской активности: сюжетно-ролевые, режиссерские и
театрализованные игры; развивающие и логические игры; речевые игры, с буквами
(звуками, слогами); изобразительная и конструктивная деятельность, экспериментальная и
др. Воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Эффективность коррекционной деятельности определяется системой взаимодействия
специалистов, педагогов и родителей. В дошкольном учреждении такой системой является
психолого - педагогический консилиум (далее – ППк), цель которого – обеспечение
диагностико - коррекционного, психолого - педагогического сопровождения воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья и/или состоянии декомпенсации, исходя из
реальных возможностей МБДОУ и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Коррекционная работа осуществляется в условиях работы логопедического пункта.
Деятельность логопедического пункта направлена на оказание коррекционной помощи
воспитанникам детского сада, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении
ими Программы дошкольного образования. Коррекционная работа педагога – психолога
направлена на развитие позитивной социализации и индивидуализации детей
Учитывая особенности образовательной деятельности, социокультурные, и другие
условия,
возможности и потребности участников образовательной деятельности
(детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОУ), содержание части
Программы, формируемой участниками образовательных отношений ДОУ, представлено
следующими направлениями:
1. Кружковая деятельность способствует всестороннему развитию ребенка - дошкольника,
раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком
вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность,
инициативность, самостоятельность, ответственность.
Художественно – эстетическое направление: «Сказки из бумаги» для 3-4 лет,
«Разноцветные комочки» 3-4 лет, «Весёлая логоритмика» для 2 – 3 года.
Социально – коммуникативное направление «Играем вместе» для детей 2-3 лет.
художественной направленности «Дорога к танцу» для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:
- социально-гуманитарной направленности «Весёлый язычок» для детей 4-5 лет.
- художественной направленности АООП для детей ОВЗ «Топотушки» для детей 3-7 лет;
«Живые камни» 5-6 лет, «Поделки из тарелки» для детей 6-7 лет.
- технической направленности АООП «Творим, исследуем, пробуем» для детей с ОВЗ 3-7
лет.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в дошкольном учреждении, районе (городе);
Условия эффективного взаимодействия и принципы:
• Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность
знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Иметь возможность влиять на
деятельность ДОУ.
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе.
• Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к взаимодействию с
семьями. Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, стиля
семейного воспитания, структуры семьи, социального статуса.
• Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада
состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,
выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения
обязанностей и ответственности.
• Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее
существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность,
толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению
другого; доброе внимательное отношение всех участников взаимодействия
С целью определения осведомлённости родителей о деятельности детского сада
педагогическим коллективом систематически проводятся различные формы сбора
информации: тестирование, анкетирование, опросы; проведение дней открытых дверей;
организация совместных спортивных соревнований, игр, праздников, индивидуальные
консультации специалистов.
Результаты анализа оценки родительской общественности деятельности детского сада
обсуждаются на заседаниях Родительского и Педагогического советов, родительских
собраниях. В соответствии с полученными данными намечаются пути корректировки и
решения выявленных проблем для совершенствования деятельности организации.
В целях расширения социокультурных связей, подготовки дошкольников к активной
творческой деятельности в обществе, приобретения навыков общения с окружающим
миром и людьми, познания и понимания себя как личности, своих интересов и устремлений
педагогическим коллективом организовано взаимодействие с социокультурными
учреждениями района: Филиал ОГАУК ТОХМ «Музей искусств народов Севера», МБУК
КДЦ «Юбилейный», МБОУ СОШ № 1,2, МБОУ ДОД «Каргасокская детская школа
искусств», МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ», Каргасокский техникум промышленности и
речного транспорта.
Режим дня предусматривает разнообразную совместную образовательную деятельность
дошкольников с педагогом и самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей и
строится в соответствии с:
- временем пребывания детей в группе;
- действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН);
- спецификой климатических условий;
- временем года (холодный период, теплый период).
Учитывая специфику климатических условий Крайнего Севера, в холодный период при
неблагоприятных погодных условиях проводятся динамические паузы и прогулки в
функциональных помещениях (музыкально- физкультурный зал)
В летний период в благоприятную погоду на свежем воздухе организуются все виды
деятельности – игры - занятия, подвижные игры, праздники, развлечения, а также
увеличивается продолжительность прогулок. При неблагоприятных погодных условиях
прогулка проводится в функциональных помещениях ДОУ. (музыкально-физкультурный
зал).
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
ДОУ
(далее
–
РППС)
соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
РППС ДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы. Для
осуществления качественного воспитательно-образовательного процесса, полноценного
физического развития, коррекционной работы в детском саду имеются 7 групповых
комнат, функциональные помещения (музыкально-спортивный зал, кабинет учителя логопеда, комната педагога - психолога), обеспечивающие целостность педагогического
процесса. Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу небольших
полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать кучности детей и
способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки
располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для
общения со сверстниками.