Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с
ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент
здоровья.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому,
психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на
современном этапе – главная задача семейного и общественного воспитания и образования
детей.
Многолетний опыт работы в комбинированной группе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми – инвалидами подтверждает, что эти дети нуждаются в
дополнительной коррекции и развитии.
Программы дополнительного образования способствуют развитию речи,
эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, воображения, творческих способностей
детей.
Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как эти
дети имеют множественные нарушения в развитии:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны
представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается
малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро
становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на
задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У
некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности, упрямству.
Так же необходимо учитывать характер медикаментозного лечения, получаемого в
данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических
процессов, эмоционально-волевой сферы.
Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии
детей с проблемами в развитии является конструктивная деятельность, во время которой
уделяется особое внимание коррекционно – развивающим задачам. Их решение способствует
формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно –
временных представлений, сенсорно – перцептивных способностей, наглядно – действенного
и наглядно – образного мышления и обогащению речи.
Конструктивная деятельность является также средством нравственно – трудового
воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные
качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при
достижении цели, организованность.
2
У детей с ограниченными возможностями здоровья познавательные способности
снижены, поэтому важным является целенаправленное обучение конструированию,
способствующее развитию мышления, которое возможно при обеспечении игровой
мотивации.
Нормативно – правовая база для программ дополнительного образования
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678р).
3. Приказом Министерство просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022
г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам»;
4. Федеральный закон № 304 - фз от 31.07.2020г. о внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации: методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ».
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения»;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
9. Постановление Администрации Каргасокского района от 26.07.2018 г. №191 «Об
утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в
муниципальном образовании «Каргасокский район» (в редакции постановления
Администрации Каргасокского района от 19.12.2018 №446; от 26.07.2019 №174; от
25.10.2019 №234; от 09.08.2021 №197.)
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы «Творим,
исследуем, пробуем!» - техническая.
Программа направлена на:
1. Знакомство с материалами для конструирования (природным, бросовым,
строительным и бумагой).
2. Формирование умения размещать в пространстве различные геометрически тела.
3. Формирование умения выделять знакомые образы в постройках и поделках.
4. Совершенствование умения использовать различные приёмы и техники в процессе
создания конструктивного образа.
5. Формирование умения подбирать адекватные способы соединения деталей
конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
6. Закрепление умения находить замену одних деталей другими.
3
7. Совершенствование умения сгибать бумагу различной плотности в различных
направлениях.
8. Применение бросового материала.
9. Формирование умения подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
10. Усвоение правил пользования ручными инструментами для обработки бумаги,
картона, клеенки и других материалов.
11. Умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
12. Совершенствование правил общения.
13. Формирование умения соблюдать правила безопасности труда.
14. Формирование умения соблюдать правила личной гигиены.
15. Формирование умения соблюдать
порядок и чистоту в окружающей
действительности.
Общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе изучения
методической литературы, интернет ресурсов и собственного опыта работы в
комбинированной группе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами.
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста комбинированной
группы (3-8лет). Дети принимаются без специального отбора.
Срок реализации данной программы составляет 2 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы технической направленности «Творим, исследуем, пробуем!» 1 час в неделю во
второй половине дня.
Форма проведения занятий: подгрупповая, индивидуальная.
Состав детей: постоянный.
Занятия с использованием бросового материала, дают огромные возможности для
осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае
находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин,
ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти
у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные
контейнеры, скорлупа, фантики, коктейльные трубочки, пластиковые и стеклянные бутылки,
твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным,
бесплатным поделочным материалом.
На занятиях с конструктором «Лего» у детей развивается креативность и нестандартное
мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм,
цветов и размеров. Играя в «Лего» самостоятельно, дети могут создавать самые разные
модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При
этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит, и нет страха,
сделать что-то неправильно.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих и технических способностей
детей ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов посредством обучения
конструктивной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
1. Учить осторожному обращению с различными инструментами.
2. Учить осваивать способы работы разными инструментами.
4
3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов и конструкторов.
4. Учить детей основным техникам изготовления поделок.
5. Учить анализировать устройства различных объектов с точки зрения их формы,
расположения в пространстве, величины, цвета.
Развивающие
1. Развивать координацию движения и мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей.
3. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие
художественно-творческих способностей и творчества детей.
4. Развитие исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Воспитывающие
1. Воспитывать усидчивость и самостоятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, навыков соблюдать порядок и чистоту в
окружающей действительности.
3. Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества.
4. Воспитание аккуратности в работе.
5. Воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Методы обучения:
1. Словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ,
беседа, сказка).
2. Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения
навыков ручного труда.
3. Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся
умения планировать свою предстоящую работу.
4. Последовательный метод- позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как
ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме
5. Познавательный метод- формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы,
способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает
мыслительную деятельность.
6. Репродуктивный метод- закрепляет навыки последовательной работы.
7. Метод коллективной, творческой деятельности- позволяет развивать творческое
мышление, учит решать поставленные задачи совместно с коллективом
единомышленников.
8. Обьяснительно-иллюстративный метод;
9. Частично-поисковый метод;
10. Метод самостоятельной работы;
11. Создание ситуации успеха;
12. Метод поощрения.
Формы проведения занятий
1. Групповая;
2. Индивидуальная;
3. Комбинированная;
4. Совместная работа детей с педагогом, родителями.
5. Отчетная выставка , участие в выставочных мероприятиях иных учреждений.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть.
5
Предполагаемые результаты
1. Применение бросового материала.
2. Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
3. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки
бумаги, картона, клеенки и других материалов.
4. Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
5. Правила общения.
6. Правила безопасности труда.
7. Правила личной гигиены.
8. Соблюдать порядок и чистоту в окружающей действительности.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
1. Место в группе для постоянной выставки, где размещают различные работы из
конструктора «ЛЕГО», бросового материала.
2. Место для хранения конструктор «ЛЕГО», бросового материала.
3. Место для проведения работ.
Материально – техническое обеспечение программы
№ Оборудование
Количество
1
Бумага
(По количеству детей)
2
Картон
(По количеству детей)
3
Мягкий пластик
(По количеству детей)
4
Клей ПВА
(По количеству детей)
5
Ножницы
(По количеству детей)
6
Карандаши, линейки
(По количеству детей)
7
Салфетки, клеёнки
(По количеству детей)
8
Набор конструктора
Один
9
Ноутбук
Один
10
Магнитофон
Один
11
Флешка
Одна
Взаимодействие с родителями (законными представителями):
1. Оборудования для уголка конструирования: конструктором «ЛЕГО», подвижным
конструктором.
2. Буклеты для родителей.
3. Открытый показ работы.
4. Консультация «Значение конструирования в умственном развитии ребёнка».
5. Фоторепортажи о работе кружка.
6
Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора « ЛЕГО» в летний
период».
7. Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора «ЛЕГО» в домашних
условиях».
8. Выступления на родительских собраниях.
Учебно-тематическое планирование (3 – 8 лет).
Перспективный план работы общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования «Творим, исследуем, пробуем!»
6.
Содержание работы
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по теме, поиск
эффективных технологий и программ.
2. Первичное диагностическое
обследование детей.
3. Составление программы кружка
«Творим, исследуем, пробуем!»;
подготовка конспектов к НОД.
II. Основной этап:
1. Консультации для родителей: «Значение
конструирования в умственном развитии
ребенка». «Бросовые материалы, которые
можно использовать в детском творчестве»
2. НОД «Творим, исследуем, пробуем!».
III. Заключительный этап:
1.Итоговое диагностическое обследование
детей.
2. Выводы и рекомендации по итогам
работы по программе «Творим, исследуем,
пробуем!»
3 Консультация на тему: «Значение
конструирования в умственном развитии
ребенка». «Конструирование из бросового
материала как средство развития
творческого мышления у дошкольников».
2
Октябрь
№
1
Сроки
Сентябрь
По ходу работы кружка.
октябрь – апрель
октябрь – апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Перспективное тематическое планирование из «Лего» конструктора
К программе «Творим, исследуем, пробуем!»
(I блок)
Первый год обучения
Тема
Цель занятия
Оборудование
Знакомство с конструктором познакомить с конструктором
Набор
«лего»; закреплять знания цвета
конструктора
и формы
«Лего»
Ворота для заборчика
учить выполнять простейшую
конструкцию — ворота,
устанавливать опоры и класть на
них перекладину.
Образец,
маленькие
куколки, «лего»
7
Лес, словно терем
расписной…..
познакомить с некоторыми
видами деревьев, растущих в
лесу, научить различать деревья,
учить строить по образцу:
подбирать детали для постройки
дерева.
Стихотворение
И.Токмаковой о
деревьях,
иллюстрации леса
и деревьев (дуб,
ель, сосна, ива),
аудио записи и
звуков леса,
наборы деталей
конструктора
4
Мы в лесу построим дом
Игрушки
(медведь, лиса,
заяц), наборы
деталей
конструктора.
5
Домик фермера
развивать творческое
воображение; учить подражать
звукам и движениям персонажей
(медведя, лисы, зайца); учить
строить дом из легоконструктора.
формировать обобщенные
представления о домах; учить
сооружать постройки с
перекрытиями, делать их
прочными; развивать умение
выделять части (стены, пол,
крыша, окно, дверь); познакомить
с понятием «фундамент»
закреплять полученные навыки;
учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание; развивать творческую
инициативу и самостоятельность
учить внимательно слушать
стихотворение; строить из
конструктора утят.
6
Декабрь
Ноябрь
3
Конструирование по
замыслу
Утята в озере
8
Крокодил
продолжать знакомить с
зоопарком; учить строить
крокодила.
Детская площадка
показать детскую площадку;
построить песочницу, лесенки
Грузовая машина
учить создавать простейшую
модель грузовой машины;
Январь
7
Февраль
9
10
Образец
постройки
домика, наборы
деталей
конструктора.
Наборы деталей
конструктора.
Картинка «Утка с
утятами», наборы
деталей
конструктора.
Аудиозапись
песенки
крокодила Гены
из м/ф «Крокодил
Гена и
Чебурашка»,
образец из легоконструктора
Наборы легоконструктора
«Дупло», образец,
игрушечные
человечки.
Грузовая машина,
образец
8
выделять основные части и
детали.
Мебель для кухни и
комнаты
12
Март
11
14
Апрель
13
развивать способность выделять в
предметах их функциональные
части; учить анализировать
образец, закреплять умение
строить мебель; запоминать
названия предметов мебели.
познакомить с разными
профессиями (врач, полицейский,
дворник); учить отличать их по
внешнему виду; воспитывать
уважение к труду взрослых.
Ракета
рассказать о космосе; учить
строить ракету.
Конструирование по
замыслу
закреплять полученные навыки;
учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание; развивать творческую
инициативу и самостоятельность
постройки,
наборы деталей
конструктора.
Картинки с
изображением
мебели, образцы,
наборы «лего»
Иллюстрации с
изображением
людей различных
профессий,
наборы легоконструктора.
Картинки,
образец, наборы
деталей
конструктора.
Наборы деталей
конструктора.
Второй год обучения
Октябрь
Месяц Тема
1.Конструирование по
замыслу
2.Башня
Январь
Декабрь
Ноябрь
1.Строим лес
2.Мостик
1.Конструирование по
замыслу
2.Веселые утята
1.Птицы
2.Домашние животные
Цель
1.Закреплять навыки полученные ранее. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
2. .Закреплять навыки полученные ранее, и приемы
построек снизу вверх. Учить строить простейшие
постройки. Формировать бережное отношение к
конструктору.
1.Закреплять умение строить лесные деревья. Учить
отличать деревья друг от друга. Закреплять названия
деталей, цвет.
2.Учить строить мостик, точно соединяя детали,
накладывая их друг на друга.
1.Закреплять навыки полученные ранее. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
2.Учить строить утят, используя различные детали.
1.Учить строить птиц, используя разные детали
2.Учить строить домашних животных подбирая
необходимые детали.
9
2.Корабли
1.Ракета
2.Грузовая машина
1.Закреплять навыки полученные ранее. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
2.Учить строить корабли, сочетать в постройке детали по
форме и цвету.
1.Учить строить ракету, опираясь на схему.
2. Учить сооружать знакомую конструкцию,
самостоятельно подбирать детали.
1.Робот
2.Слон
1.Учить строить робота.
2.Учить строить слона
1. Конструирование по
замыслу
1.Закреплять навыки полученные ранее. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Май
Апрель
Март
Февраль
1. Конструирование по
замыслу
Перспективное тематическое планирование из бросового материала к программе
«Творим, исследуем, пробуем!»
( II блок )
Первый год обучения
1 занятие
2 занятие
3 занятие
Мероприятие
Вводное.
Инструктаж
«Домик»
«Божья коровка»
Октябрь
Цель
Повторить с детьми
технику безопасности
работы с инструментами
Воспитывать у детей
любовь к работе с
ножницами и клеем; учить
детей создавать поделку по
чертежу; закреплять навыки
работы с бумагой; работать
аккуратно.
Учить детей правильно
оформлять поделку;
совершенствовать навыки
работы с ножницами,
бумагой; развивать
фантазию.
Материал
2 разноцветных
квадратных листа бумаги
15х15см,
маленький прямоугольник
для двери,
4 маленьких квадрата для
окон, ножницы,
клей, белая бумага для
окон
СD диск, клей, ножницы,
цветной картон
10
Мероприятие
1 занятие
2 занятие
« Яблоня»
«Летающая
тарелка»
Мероприятие
1
занятие
Учить детей аккуратно
отрывать небольшие
кусочки салфетки, катать
их между пальцами,
аккуратно наклеивать на
нарисованную форму;
развивать фантазию и
аккуратность в работе;
воспитывать трудолюбие,
желание доводить начатое
дело до конца.
Воспитывать желание
трудиться для общего дела;
формировать эстетические
чувства, умение проявлять
творчество при
изготовлении игрушек.
Декабрь
Цель
Воспитывать творческую
активность,
самостоятельность; учить
детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы,
аккуратно приклеивать на
картон, составляя фигуры.
Материал
Белые салфетки,
гофрированная бумага
жёлтого цвета,
восковые карандаши
голубого и зелёного цвета,
клей, кисточки, салфетки
2 тарелки из-под лапши
быстрого приготовления,
баночка из-под сметаны, 6
шпажек, нитки, клей,
помпоны.
Материал
Ножницы, клей, ватман,
цветная бумага и катрон
«Дед Мороз и
Снегурочка»
Работа с
фантиками
2
занятие
Ноябрь
Цель
Воспитывать аккуратность,
трудолюбие.
Фантики, цветная бумага,
клей.
Январь
Цель
Материал
Аппликация из
фантиков
«Ёлочные шары,
снеговик»
Мероприятие
11
1 занятие
2 занятие
1
занятие
2
занятие
Развивать творческие
способности, фантазию,
эстетический вкус, мелкую
«Платье для
моторику рук; продолжить
куклы» (фантики) формировать умение
вырезать ножницами;
обогащать словарный запас
детей.
Учить создавать
интересные поделки из
капсул от киндера,
доводить начатое дело до
«Цыплята»
конца; развивать мелкую
моторику, фантазию,
творческие способности.
Февраль
Мероприятие
Цель
Учить детей аккуратно
намазывать клеем готовые
«Галстук для пап» формы, аккуратно
приклеивать на картон,
составляя композицию.
Учить работать с
ножницами и салфетками;
«Цветы для мамы»
развивать зрительную
память, воображение.
Мероприятие
1
занятие
«Солнышко»
Март
Цель
Развивать у детей память,
глазомер, чёткость
движения рук; воспитывать
внимание; учить работать
аккуратно с клеем;
правильно прижимать нить
по контуру.
Фантики, цветная бумага,
клей, фломастеры.
Капсулы, пластилин,
глазки, цветная бумага.
Материал
Двусторонняя цветная
бумага, ножницы, клей
Ножницы, клей, салфетки
Материал
Деревянная шпажка или
зубочистка, нитки для
вязания, желтый,
оранжевый или красный
картон,
скотч,
крючок,
клей ПВА,
ножницы,
карандаш.
Учить работать с бросовым Клей, диск, пластиковые
материалом.
ложки, бусы.
2
занятие
«Веер»
12
Мероприятие
1
занятие
«Пасхальное
яйцо»
2
занятие
«Вазочка»
Апрель
Цель
Материал
Развивать воображение;
Нитки для вязания, клей
уметь работать по шаблону и ПВА, ножницы, цветная
по своему воображению
бумага и пластмассовое
яйцо.
Развивать воображение,
Пустая пластиковая
мелкую моторику рук
бутылка, шерстяная нить
нескольких цветов,
двусторонний скотч и
бусинки.
Второй год обучения
Октябрь
Месяц Тема
1.Гусеница
2.Цветы
Ноябрь
1.Осеннее дерево
2.Рыбки в аквариуме
Декабрь
1.Гирлянда
2.Елочные игрушки
Январь
1.Зимний лес
2. Совушка
Февраль
1.Карандашница
2.Домик для гномика
Цель
Учить создавать предметы
из ячеек то яиц. Развивать
мелкую моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Учить создавать картины
из пупырчатой пленки.
Развивать мелкую
моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Учить создавать
новогодние украшения из
фантиков, Развивать
мелкую моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие.
Учить создавать предметы
из ватных дисков.
Развивать мелкую
моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Учить создавать предметы
из втулок. Развивать
мелкую моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Материал
Ячейки от яиц
Пупырчатая пленка
Фантики от конфет
Ватные диски
Втулки
13
Март
1.Коробочка
2. Корона
Апрель
1. Сказка своими
руками
2. Сказка своими
руками
Май
1.Солнвшко
Учить создавать предметы
из одноразовых тарелок.
Развивать мелкую
моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Учить создавать героев
сказок из одноразовых
стаканчиков. Развивать
мелкую моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Учить изготавливать
поделки из пакетов для
мусора. Развивать мелкую
моторику,
пространственное
мышление. Воспитывать
аккуратность, трудолюбие
Одноразовые тарелки
Одноразовые стаканчики
Мусорные пакеты
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
Цель мониторинга:
Определить степень освоения детьми программы «Творим, исследуем, пробуем!»
Методы получения результатов мониторинга:
1. Наблюдения за ребенком;
2. Беседы;
3. Анализ продуктов детской деятельности;
4. Диагностические ситуации.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Проводился 2 раза в год: октябрь, апрель.
№
п/п
Умение правильно
Умение правильно
конструировать
конструировать
Уровни знаний и поделку по образцу, поделку по замыслу
схеме
умений/
Фамилия,
имя
ребенка
Итого:
Список литературы
1. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
14
2. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для
педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр образоват. Робототехники. – М.:
Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013.-100с
3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114с.
5. Интернет сайты:
http://www.maam.ru/
https://dohcolonoc.ru
http://doshkolnik.ru
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Творим, исследуем, пробуем!»
15
Технической направленности
для детей 3 – 8 лет
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с
ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент
здоровья.
Программы дополнительного образования способствуют развитию речи,
эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, воображения, творческих способностей
детей.
Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как эти
дети имеют множественные нарушения в развитии.
Общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе изучения
методической литературы, интернет ресурсов и собственного опыта работы в
комбинированной группе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами.
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста комбинированной
группы (3-8лет). Дети принимаются без специального отбора.
Срок реализации данной программы составляет 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы технической направленности «Творим, исследуем, пробуем!» 1 час в неделю во
второй половине дня.
Форма проведения занятий: подгрупповая, индивидуальная.
Состав детей: постоянный.
Цель программы: создание условий для развития творческих и технических способностей
детей ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов посредством обучения
конструктивной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
1. Учить осторожному обращению с различными инструментами.
2. Учить осваивать способы работы разными инструментами.
3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов и конструкторов.
4. Учить детей основным техникам изготовления поделок.
5. Учить анализировать устройства различных объектов с точки зрения их формы,
расположения в пространстве, величины, цвета.
Развивающие
1. Развивать координацию движения и мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей.
3. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие
художественно-творческих способностей и творчества детей.
4. Развитие исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Воспитывающие
1. Воспитывать усидчивость и самостоятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, навыков соблюдать порядок и чистоту в
окружающей действительности.
3. Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества.
4. Воспитание аккуратности в работе.
5. Воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
16
Занятия с использованием бросового материала, дают огромные возможности для
осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае
находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин,
ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти
у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные
контейнеры, скорлупа, фантики, коктейльные трубочки, пластиковые и стеклянные бутылки,
твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным,
бесплатным поделочным материалом.
На занятиях с конструктором «Лего» у детей развивается креативность и нестандартное
мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм,
цветов и размеров. Играя в «Лего» самостоятельно, дети могут создавать самые разные
модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При
этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит, и нет страха,
сделать что-то неправильно.
17