Пояснительная записка
к учебному плану по дополнительному образованию Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Каргасокский
детский сад №34» (далее-ДОУ)
Настоящий учебный план составлен на основе нормативно - правовых
документов:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
утверждена Правительством РФ от 31 марта 2022г. № 678-р.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242
«О
направлении
информации:
методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27
июля 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам».
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования".
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения».
9. Постановление Администрации Каргасокского района от 26.07.2018 г. №191
«Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном
образовании детей в муниципальном образовании «Каргасокский район» (в
редакции постановления Администрации Каргасокского района от 19.12.2018
№446; от 26.07.2019 №174; от 25.10.2019 №234; от 09.08.2021 №197).
10.
Учебный план составлен с учётом интересов воспитанников, запросов
родителей (законных представителей) воспитанников, возможностей
педагогического коллектива и материально-технической базы учреждения.
При составлении учебного плана работы дополнительных образовательных
программ соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы, обозначенные в
санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СП
2.4.3648-20, Сан ПиН . 2.3/2.4.3590-20
Дополнительное образование в ДОУ организовано по нескольким
направленностям:
- Социально-гуманитарная направленность:
включает в себя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу (далее - Программа) для детей среднего дошкольного возраста
«Весёлый язычок». Содержание данной программы направленно на
развитие артикуляционной гимнастики. Программа содержит коррекционноразвивающее направление, направлена на профилактику речевых нарушений
у младших дошкольников. Дети принимаются без специального отбора.
. Основным принципом данной программы является взаимосвязь разных
речевых задач, которая на каждом занятии выступает в разных сочетаниях и
создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и
навыков. Данная программа представляет собой систему занятий,
предназначенных для поддержки родителей, имеющих детей с недостатками
речевого развития, включающих познавательный материал в сочетании с
логопедическими упражнениями.
Программа построена на принципах системности, доступности, деятельности,
последовательности и постепенности, взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения. Разработана Программа для детей 3-4 лет. Образовательная
деятельность проходит в виде подгрупповых занятий (15 минут), которые
проводятся в форме совместной образовательной деятельности учителялогопеда с детьми и родителями.
Целью программы является активизация и развитие речи детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- пополнять и активизировать словарь;
- укреплять, развивать и совершенствовать мелкую мускулатуру пальцев руки
и точную координацию движений;
- развивать память, внимание, наблюдательность;
- развивать и стимулировать мышцы органов артикуляции;
- побуждать к спонтанному высказыванию, желанию вести диалог;
- способствовать позитивной социализации ребенка.
Программа дополнительного образования социально – гуманитарной
направленности "Развивай - ка" разработана с целью:
всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста, развития
пространственного мышления и интеллектуально – творческих способностей
через развивающие игры В.В. Воскобовича.
Задачи:
развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности
узнать новое;
развитие пространственного мышления, воображения (умение гибко,
оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом
зрения);
гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально –
образного и логического начал;
формирование представлений (математических, об окружающем мире),
речевых умений;
развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и
объектам окружающей действительности.
Полноценное
развитие
интеллектуальных
способностей
и
пространственного мышления важно для детей дошкольного возраста,
которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. С 5 до 7 лет
ребенок осваивает пространство стремительными темпами и к школе умеет
многое-от составления несложных рисунков-чертежей окружающих его
предметов до воплощения в конструировании задуманного. Дошкольники
5 лет начинают осознанно манипулировать в пространстве. Могут
придумать и воплотить конструкцию предметов и явлений соответственно
размерам. Поразмышлять над игрой и сделать желаемое, и все это является
новым этапом развития наглядно-образного мышления. Интенсивное
развитие интеллекта, умения мыслить, используя игры на развитие
пространственного мышления, то есть «учиться, играя» позволяет детям в
дальнейшем, применять знания в жизни, повышает обучаемость детей в
школе, и играет большую роль в образованности взрослого человека.
- Художественная направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Поделки из тарелки»
разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию
образовательных областей
”Познавательное развитие"
”Социально-коммуникативное развитие“
”Речевое развитие”
” Физическое развитие”
”Художественно-эстетическое развитие".
Цель программы:
формировать художественное мышление и нравственные черты личности.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев
рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и
взрослых.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира,
удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение
следующих задач:
Образовательные:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством работы с бумажной тарелочкой;
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика»
(обрывание, сминание, скатывание в комок, сгибание); умение работать с
клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в
составлении композиции)
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает
фактуру, плотность, цвет предлагаемого материала).
Развивающие:
развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер; развитие.
речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
развитие навыков аккуратной работы развитие навыков продуктивной
деятельности приобщение детей к изобразительному искусству; развитие у
детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
развивать умение работать различными материалами, в том числе
нетрадиционными.
развивать творческую активность воображения у детей.
способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам
детского сада).
Воспитательные:
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных
работах; воспитание любознательности и аккуратности; воспитание интереса
к предлагаемому творчеству.
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая коррекционная
программа «Топотушки» по дополнительному образованию художественной
направленности для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ является
приложением к адаптированной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью; для детей – инвалидов с нарушениями
аутистического спектра.
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, художественной
направленности и программы музыкальной психокоррекции детей с
ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» Е.Н.
Котышевой. Направлена на социальную адаптацию детей-инвалидов,
имеющих в анамнезе расстройства аутистического спектра, умственную
отсталость, органические поражения центральной нервной системы,
соматические заболевания и др. Занятия проводятся в музыкальном зале, не
однородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести
дефекта.
Занятие хореографией в данном образовательном учреждении обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатка психического и
физического развития дошкольников средствами музыкально-ритмической
деятельности. Танцевальные движения вызывают постоянную концентрацию
внимания, запоминания условий выполнения упражнений, быструю реакцию
на смену музыкальных фраз.
Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья средством хореографии.
Задачи программы:
способствовать развитию и коррекции психических процессов;
развивать эмоциональную сферу личности, потребность
самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
вырабатывать координацию при выполнении основных движений.
- Техническая направленность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Творим, исследуем, пробуем» технической направленности имеет
цель: создание условий для развития творческих и технических
способностей детей ограниченными возможностями здоровья и детей
инвалидов посредством обучения конструктивной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
1. Учить осторожному обращению с различными инструментами.
2. Учить осваивать способы работы разными инструментами.
3. Учить способам конструирования из различных бросовых
материалов и конструкторов.
4. Учить детей основным техникам изготовления поделок.
5. Учить анализировать устройства различных объектов с точки зрения
их формы, расположения в пространстве, величины, цвета.
Развивающие
1. Развивать координацию движения и мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного,
творческих способностей.
3. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных
предметах, развитие художественно-творческих способностей и
творчества детей.
4. Развитие исследовательской деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Воспитывающие
1. Воспитывать усидчивость и самостоятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, навыков
соблюдать порядок и чистоту в окружающей действительности.
3. Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества.
4. Воспитание аккуратности в работе.
5. Воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Конструктивная деятельность является также средством нравственно –
трудового воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности
формируются такие важные качества личности, как трудолюбие,
самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели,
организованность.
У детей с ограниченными возможностями здоровья познавательные
способности снижены, поэтому важным является целенаправленное обучение
конструированию, способствующее развитию мышления, которое возможно
при обеспечении игровой мотивации.