1
СОДЕРЖАНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка __________________________________________________ 3
1.2. Цели и задачи реализации программы_______________________________________4
1.3.Психолого-педагогическая характеристика на детей с расстройствами аутистического
спектра____________________________________________________________________ 6
1.4. Характеристика на ребёнка с расстройствами аутистического спектра____________9
1.5. Предполагаемые результаты____________________________________________________9
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Образовательные области Программы_______________________________________ 10
2.2. Описание образовательной деятельности на ребёнка 7 лет в соответствии
с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях_______ 12
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса________________________ 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Режим дня ____________________________________________________________________17
3.2 Методическое обеспечение ________________________________________________ 18
3.3 Система контрольно-измерительных материалов ИАП__________________________20
I. Целевой раздел
2
1.1. Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного
обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального
образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях
недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все
возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и
самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их
индивидуального развития.
Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию
индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.
Индивидуальная адаптированная программа на ребёнка с нарушениями аутистического
спектра (далее – Программа) МБДОУ «Каргасокский детский сад №34» разработана на
основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование
системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября
2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196;
Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003;
Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;
Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного
возраста с расстройствами аутистического спектра.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей-инвалидов
дошкольного возраста с аутизмом и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Целевая группа: программа рассчитана на детей дошкольного возрастас нарушениями
аутистического спектра.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.
Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут два раза в неделю в зависимости
3
от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием
ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить
составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент
предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Условия реализации программы: ежедневно в течение года по разработанным
индивидуальным планам (групповым).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им
нарушений,
стимуляцию
дальнейшего
продвижения
ребенка
посредством
совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие
всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять
круг увлечений;
формировать коммуникативные умения и навыки;
формировать сенсорное развитие;
формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
развивать иобогащать эмоциональный опыта ребенка;
развивать икорректировать детско-родительские отношения;
повышать двигательную активность ребенка;
стимулировать звуковую и речевую активности.
формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социальноадаптивного поведения;
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для
обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.
В
процессе
занятий
с
ребенком
следует
общих рекомендаций по проведению занятий:
придерживаться
некоторых
налаживание эмоционального контакта с ребенком;
регулярное систематическое проведение занятий по определенному
расписанию;
смена видов деятельности в процессе одного занятия;
повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном
материале;
игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоциональноличностной сферы ребенка;
использование физических упражнений, которые, как известно, могут и
поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
опора на сенсорные анализаторы.
Решение вышеуказанных в Программе цели и задач воспитания возможно только при
систематической и целенаправленной поддержке ребенка педагогами и специалистами,
оказании ему эмоциональной помощи в период адаптации к дошкольной образовательной
организации.
Программа в соответствии со Стандартом базируется на следующих принципах:
4
онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и
развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация
позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с
нарушением зрения, построить модель коррекционно-развивающего обучения,
ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических
функций;
развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления
отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации
развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением
зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут»
развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего
развития»;
коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий
индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете
структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных
возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей
с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно - образовательного процесса;
учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации
самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов
деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает,
прежде всего, как организатор образовательного процесса;
системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной
системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в
связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений
предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой
функциональной системы;
психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми
строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на
представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется
целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа
действия;
непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях,
методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется
вектор на дальнюю перспективу развития;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
гибкого распределения компонентов режима в течение дня.
Такой подход обеспечивает:
«проживание» ребенком содержания дошкольного
образования во всех видах детской деятельности;
поддержание эмоциональноположительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие
форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа
построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции
сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в
совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
В соответствии с требованиями Стандарта Программа имеет четкую структуру,
опирающуюся на примерную основную образовательную программу дошкольного
5
образования, описывает условия реализации и содержит описание планируемых
результатов освоения образовательной программы дошкольного образования в виде.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика на детей с
расстройствами аутистического спектра.
Под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или
парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в
контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических
расстройствах, но в некоторых случаях проявляется очень рано (в первые годы и даже
месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и
оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.
В таких случаях говорят о синдроме РДА, который считают клинической моделью
особого – искаженного – варианта нарушения психического развития. При РДА
отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие –
патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при
нормальном психическом развитии – наоборот), а иногда не по возрасту богатый
словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В
ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические
характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы,
принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят
об аутистических чертах личности.
По критериям, принятым ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
качественные нарушения способности к общению;
ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и
видов деятельности.
Аутизм наиболее ярко проявляется в возрасте 3–5 лет, и в числе наиболее
характерных его проявлений можно назвать следующие:
ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не
выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не
провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;
к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки нс просится,
часто предпочитая находиться и кроватке, в манеже, в коляске, на руках не
приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу
готовности не проявляет или проявляет очень вяло; в то же время иногда легко
идет на руки ко всем;
своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и
продолжительной эмоциональной реакции нс проявляет;
к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее)
или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и
переживания, то быстро пресыщается;
отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания)
парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их нс переносит, либо безразличен
к ним;
6
потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны:
в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро
пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту
(особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.
Для
поведения
аутичного
ребенка
весьма
характерен феномен
тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в
противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения
могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности,
расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя
в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном
повторении одних и тех же движений и действий – от самых простых (раскачивание,
потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в
бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения
и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по
окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда
совершенно неподходящих для этого предметов и т.д.
Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное
повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды,
перебирает между пальцами веревочку и т.п.).Игрушки если и используются, то не по
назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами,
но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях
моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и
амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем
более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях
раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной
активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на
уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится
определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине
бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины,
подземные переходы и др.
В одних случаях причина страха – повышенная чувствительность к звуковым,
световым и другим сенсорным воздействиям, например, звук, нс вызывающий у
большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться
чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха
действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком
большое место в переживаниях ребенка; опасность как бы переоценивается. Такие страхи
называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном
развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то
при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но
и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть
связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но
фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры-"обидчицы"),
который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей
особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения
являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.
7
Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические
фантазии, основные черты которых – оторванность от реальности, слабая, неполная и
искаженная связь с окружающим.
Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей
многочисленны, но в основном совпадают. Это:
мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;
эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные,
т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
большое количество слов-штампов и фразштампов,фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей
памяти создает иллюзию развитой речи;
отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая
речь иногда развита хорошо);
автономность речи;
позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их
неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я»);
нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное
– до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
нарушения грамматического строя речи;
нарушения звукопроизношения;
нарушения просодических компонентов речи.
Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах
патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные
особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием
коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток.
Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная
особенность которого – неравномерность, парциальность развития. Следует отметить
особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера,
ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2
+ 3 = ? решается легче, чем задача: "У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько
стало?".
Очень важно отметить, что аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче,
чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным воздействиям.
Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко)
можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто
не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты все-таки
сохраняются.
Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами,
основными среди которых являются:
тяжесть, глубина аутистических расстройств; ранняя диагностика;
возможно более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный
медико-психолого-педагогический характер;
адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее
8
последовательность, продолженность, достаточный объем;
единство усилий специалистов и семьи.
1.4. Характеристика на __________________
I. Личностные особенности: в контакт вступает частично, обнаруживает неадекватность
эмоциональных реакций. Со сверстниками поддерживает игру, большую часть времени
предпочитает быть в одиночестве. Отсутствует замысел игры, стереотипность,
формальность игровых действий, испытывает трудность в понимании правил игры.
II. Эмоциональная сфера
Эмоциональные реакции не соответствуют возрасту и ситуации (отражается в выражении
лица, в позе) Слабая способность к волевому усилию.
III.Познавательная сфера
Внимание: рассеянное, концентрация не большая, малоустойчивая, нарушена
переключаемость от одного вида деятельности к другому. Сосредоточенность на задании
зависит от интереса.
Мышление:не всегда понимает инструкцию. Умеет группировать картинки, не называет
обобщающие слова, самостоятельные умозаключения невозможны.
Восприятие: узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку
самостоятельно (из 4 и более). Сложные речевые инструкции не выполняет.
Память: уровень развития слухового и зрительного запоминания не удалось выявить.
Ограничен объём активных движений, трудности при выполнении упражнений на
динамическую организацию движений. Движения рук неточные, произвольная моторика
не сформирована.
Строение артикуляционного аппарата: движения языка замедленные, с затруднениями.
Звукопроизношение: нарушено произношение звуков.
отсутствие Л, Л’Р, Р’.
Фонематический слух нарушен, фонематические представления не сформированы.
Словарный запас беден, ответы односложные или повторяет заданный вопрос, в речи
аграмматизмы. Не понимает значения многих слов и допускает, и допускает
многочисленные ошибки. Речь преимущественно вопросно-ответная. Низкий уровень
понимания словесных инструкций.
1.5. Предполагаемые результаты
Реализация индивидуальной образовательной программы, которая охватывает системную
работу с ребёнком РАС и его семьёй, способствует раскрытию внутреннего потенциала
ребёнка с аутизмом, его комплексному развитию в процессе социальной адаптации и
вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих
условий для нее).
К семи годам в соответствии с ФГОС ДО:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других
видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
9
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности
и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли
и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет
основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей
реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы.
II. Содержательный раздел программы.
2.1. Образовательные области Программы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и
образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
10
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка, определяется целями и задачами Программы и
реализуется в различных видах деятельности. К ним относятся: непосредственное
эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательноисследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная
активность и тактильно-двигательные игры, предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок,
стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми
и
сверстниками),
познавательно-исследовательская
деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная деятельность
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
11
2.2. Описание образовательной деятельности на ребёнка 7 лет в
соответствии с направлениями развития, представленными в пяти
образовательных областях
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»:
социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
o Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка, формировать умения
правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
o Развивать
навыки
самообслуживания;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
o Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
o Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества,
воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и
его результатам.
o Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и
желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
o Формировать первичные представления о труде взрослых его роли в обществе и
жизни каждого человека.
o Формировать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно
воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
o Познакомить ребёнка с понятием «семья», дать элементарные представления о
родственных связях. Знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказать, как
семья проводит досуг;
o Дать представление о правилах поведения в общественных местах;
o Формировать доброжелательные отношения к окружающим и представления о
группе.
Формирование основ безопасности.
- Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме,
природе.
- Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Формировать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах
поведения в них.
- Формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного
движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в
рамках образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Взрослые поддерживают самостоятельность и уверенность ребёнка в выполнении
действий. Поддерживают стремление детей проговаривать свои желания, чувства и
мысли. Поддерживают и поощряют самостоятельность в действиях с предметами.
Предоставляют возможность проявлять самостоятельность в быту. Поддерживают
стремление к самостоятельному познанию пространств. Предоставляют возможность
самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Взрослые
поддерживают инициативу в разных видах деятельности. Предоставляют возможность
выбора игрушек, действий, занятий, партнеров по игре и совместным действиям.
12
Помогают ребенку осознать собственные цели, предоставляют возможность реализовать
задуманное.
Поощряют стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами
(пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками. Поддерживают
инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия. Поощряют
инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними.
Взрослые способствуют развитию предпосылок творчества.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Формирование элементарных математических представлений.
- Формировать
элементарные
математические
представления,
первичные
представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Развивать познавательно- исследовательскую деятельность.
- Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в
окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной
мотивации.
- Формировать познавательные действия, становление сознания; развивать
воображение и творческую активность.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи
между. Ознакомление с предметным и социальным окружением
- Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор, формировать
целостную картину мира.
- Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве,
представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
- Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей,
о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы.
- Ознакомить с природой и природными явлениями. Развивать умения устанавливать
причинно- следственные связи между природными явлениями.
- Формировать первичных представлений о природном многообразии планеты
Земля.
- Формировать элементарные экологические представления.
- Формировать понимание того, что человек — часть природы, что он должен
беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитывать умения правильно вести себя в природе.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в
рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Поощрение самостоятельной познавательной деятельности:
1. Поощряют самостоятельное использование детьми познавательного опыта в разных
видах деятельности.
2. Предоставляют возможность самостоятельно планировать познавательную
деятельность
(обозначение,
удержание
или
изменение
цели, определение
13
последовательности действий, фиксация и оценка конечного результата, стремление
достичь хорошего качества).
3. Предоставляют право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для
удовлетворения собственных познавательных интересов.
4. Поддерживают в стремлении находить различные способов решения проблем с
помощью самостоятельных действий.
5. Уважительно относятся к высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям,
гипотезам).
Образовательная область «Речевое развитие».
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развивать все компоненты устной речи ребёнка: грамматического строя речи,
связной речи;
Формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.
Художественная литература:
Способствовать овладению нормами речи.
Воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь.
Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за
развитием действия.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в
рамках образовательной области «Речевое развитие»
Поощрение самостоятельной речевой деятельности ребёнка:
1. Поддерживают в стремлении находить различные способы решения
проблем с помощью самостоятельных действий.
2. Уважительно относятся к детским высказываниям (вопросам, суждениям,
умозаключениям, гипотезам).
Взрослые поощряют познавательную инициативу ребенка:
1. Поощряют инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым
предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез,
вопросы и др.).
2. Поощряют интерес к познавательной литературе и символическим языкам
(энциклопедии, графические схемы, письмо и пр.).
Взрослые поощряют ребёнка в обращении к разнообразным источникам информации:
1. Предоставляют возможность обмениваться информацией.
2. Обеспечивают возможности для обогащения словаря (знакомят с названиями
предметов и явлений, действиями, свойствами и качествами, назначением,
помогают освоить слова, обозначающие видовые и родовые обобщения, уточняют
смысловые оттенки слов, переносны значений и т. д.).
3. Создают условия для овладения ребёнка грамматическим строем речи (освоение
морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний,
овладение способами словообразования).
4. Развивают связную речь (совершенствуют диалогическую, монологическую речь).
5. Приобщают к культуре чтения художественной литературы (читают книги,
организуют прослушивание пластинок, беседуют о прочитанном, поддерживают
попытки самостоятельного чтения).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
14
o Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства; воспитывать интерес к художественно-творческой
деятельности.
o Развивать эстетические чувства ребёнка, художественное восприятие, образных
представлений, воображения, художественно-творческие способности.
o Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной
творческой
деятельности
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.); удовлетворять потребности в самовыражении.
Приобщение к искусству:
o Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоционального отклика на
литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения искусства.
o Приобщать ребенка к народному и профессиональному искусству (словесному,
музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через
ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
воспитывать умение понимать содержание произведений искусства.
o Формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах
выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность:
o Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
o Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений
изобразительного искусства.
o Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании
коллективных работ.
Конструктивно - модельная деятельность:
o Приобщать к конструированию; развивать интерес к конструктивной деятельности,
знакомить с различными видами конструкторов.
o Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет
выполнять.
Музыкальная деятельность.
o Приобщать к музыкальному искусству; формировать основы музыкальной
культуры, знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных
произведений.
o Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства
ритма, музыкальной памяти; формировать песенный, музыкальный вкус.
o Воспитывать
интерес
к
музыкально-художественной
деятельности,
совершенствовать умения в этом виде деятельности.
o Развивать
детское
музыкально-художественное
творчество,
реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворять потребности в
самовыражении.
Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной деятельности (в том числе, осуществляемой в ходе
режимных моментов и самостоятельной деятельности), направленные на:
•
приобретение опыта в следующих видах деятельности:
15
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Работа по
физическому развитию проводится в рамках образовательной деятельности
в течение всего дня. В соответствии с состоянием здоровья воспитанников и
спецификой дошкольного учреждения коллективом детского созданы
особые
условия
для
обеспечения
физического
развития
и
здоровьесбережения.
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса
Наряду с общеметодологическими подходами к взаимодействию сотрудников с детьми
реализуются гуманные, личностно-ориентированные стратегии общения педагогов с
детьми в повседневной жизни:
взрослые проявляют уважение к личности каждого ребенка,
доброжелательное внимание к нему;
обращаются с детьми ласково с улыбкой, осуществляя тактильный контакт
(гладят, обнимают, сажают на колени и т. д.);
обращаются к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
тепло обращаются с детьми во время различных режимных моментов (в том
числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки ко сну,
переодевания и пр.);
стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют
внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур,
учитывая их индивидуальные особенности и состояния здоровья
(предпочтение той или иной пищи, привычки и др.);
педагоги чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их
потребность в поддержке взрослых;
выслушивают детей с вниманием и уважением:
вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей,
обсуждают их проблемы;
успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить
ребенка от негативных переживаний;
педагоги общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза в
глаза»;
педагоги формируют у детей положительное отношение к сверстникам;
собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем
детям;
привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга,
поощряют проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей,
создают условия для их принятия сверстниками;
16
организуя совместные игры детей, обучают их взаимодействовать
позитивно, координировать свои действия, учитывать пожелания друг
друга, учить делиться;
чутко относятся к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам
взаимодействия;
сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживленную
деятельность, игру, смех, свободный разговор и др.);
голос взрослого не доминирует над голосами детей;
взаимодействие с детьми в ходе режимных процедур должно стимулировать
их самостоятельность;
предоставляют детям возможность самим выбирать занятие по интересам;
взрослые поддерживают положительное самоощущение детей;
чаще пользуются поощрениями, чем наказаниями;
обращают внимание ребенка на его достижения в разных видах
деятельности, возможности и способности;
намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха.
Важно, чтобы все педагоги (воспитатели, дефектологи, психолог, логопед, музыкальный
педагог) реализовывали выше указанные стратегии общения не только сами в
повседневной жизни, но и обучали родителей положительному взаимодействию со
своими детьми.
III. Организационный раздел
3.1.
Индивидуальный режим дня для ребёнка с нарушениями
аутистического спектра
Прием, осмотр, подготовка к завтраку, завтрак
Игры, самостоятельная деятельность
Организованная образовательная деятельность совместно с
сопровождающим
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
Возращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Подъём, воздушные и водные процедуры
Чтение художественной литературы
Подготовка к ужину, ужин
Самостоятельная деятельность, уход домой
9.00-9.15
9.15-9.30
9.30-11.30
11.30-12.20
12.20-12.30
12.30-12.50
12.50-15.00
15.00-15.30
15.30-15.45
15.45-16.10
16.10-17.00
Индивидуальные занятия со специалистами
Дни недели
Учитель - логопед
Педагог – психолог
Понедельник
-
-
17
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
3.2.
11.50 – 12.05
-
-
09.20 – 09.35
11.50 – 12.05
-
-
09.20 – 09.35
Методическое обеспечение
«Коррекционно-развивающее»
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием. -М.:МГОПИ,1993
2. Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи.-М.:Просвещение,1978
3. Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. -М.:Просвещение, 2009
4. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -С.П.: Детство-Пресс,2002
5. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
6. Э.М. Курицына. Большая книга занятий по развитию речи. –М.:РОСМЭН,2005
7. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
8. Н.В. Нищева. Будем говорить правильно. -С.П.: Детство-Пресс, 2002
9. Е.Н. Косинова. Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
10. Журнал «Логопед»
11. Журнал «Конфетка» (Приложение к журналу «Логопед»)
12. О.В. Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. -Волгоград: , 2011
13. «Начинаем говорить», М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, С-П, «Паритет», 2004
14. Лучшие развивающие игры для малышей. Авт.-сост. Перов В., Белгород, 2010
15. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при
подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011.
16. Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект
материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
- М.: Генезис, 2008.
17. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я» М:, Совершенство, 1998.
18. Школа семи гномов. Комплексная система занятий с ребенком от рождения до
поступления в школу. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
19. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
20. Методические рекомендации. Диагностический комплекс.Составители: Н.П.
Артюшенко, проблемно – творческая группа городской ПМПК.
21. Развивающие игры Воскобовича
«Социально-коммуникативное развитие»
Перечень программ, технологий, методических пособий
18
1. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для
занятий с детьми 3-7 лет.
2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет.
3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с
детьми 2-7 лет.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с
детьми 3-7 лет.
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с
детьми 4-7 лет.
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Старшая группа.
7. Наглядно-дидактические пособия:
Серия «Мир в картинках»:«Государственные символы России»; «День Победы».
«Рассказы по картинкам»:
«Великая Отечественная война в
Произведениях художников»; «Защитники Отечества».
Серия «Расскажите детям о...»:«Расскажите детям о достопримечательностях
Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об
Отечественной войне 1812 года».
8. Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления
родительского уголка в ДОУ.
9. Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
«Познавательное развитие»
Перечень программ, технологий, методических пособий
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская
дошкольников (4–7 лет).
3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных
дошкольников (5–7 лет).
4. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
миром (3–7 лет).
5. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке
6. (3–7 лет)
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным
подготовительная группа.
деятельность
способностей
окружающим
окружением:
«Речевое развитие»
Перечень программ, технологий, методических пособий
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2005.
2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1,
Кн.2, М., «Школьная Пресса», 2008.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников,
С-Пб, «Союз», 1999.
4.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье, М., Мозаика-Синтез, 2006.
5. «Если дошкольник плохо говорит», Т. Ткаченко, С-Петербург, «Акцидент», 1998.
6. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Т. Тарабарина, Н. Елкина,
Ярославль, Академия развития», 1996.
7. «Упражнения для развития речи», Л. Парамонова, С-Петербург, «Детство- Пресс», 1999
19
3.3.
Система контрольно-измерительных материалов ИАП
Мониторинг педагога-психолога
Диагностика развития ребёнка с нарушениями аутистического спектра
Показатели
1
Баллы
2
Коммуникативная сфера
Контактность:
- в контакт вступает легко;
- контакт формальный;
- в контакт вступает с трудом;
- контакт избирательный;
- в контакт не вступает.
Навыки коммуникации:
- ориентируется на речь взрослого, подкрепляемую жестом;
- устанавливает визуальный контакт, ориентируется на лицо взрослого;
- умеет выражать желание жестами и мимикой;
- устанавливает эмоциональный контакт, ориентируется на
мимику в лице;
- соблюдает коммуникативную и физическую дистанцию;
- навыки невербальной коммуникации не сформированы.
Неадекватное поведение:
двигательная расторможенность, агрессивность колебания
настроения, страхи и т.п.
Результаты: 6 баллов – высокий уровень; 5 – выше среднего;
4-3 – средний; 2 – ниже среднего; 1-0 баллов -низкий
3
2
2
1
0
3
2
2
1
1
0
-1
Сенсомоторное развитие
Общая моторика:
- имитирует позу;
- имитирует простое движение;
- движения рук, ног несогласованные;
- движения рук, ног ограниченные;
- проявления навязчивых движений, тремор, гиперкинезы.
Мелкая моторика:
- захват кулаком, щепотью;
- хватает, но не манипулирует или не удерживает;
- захват отсутствует;
- наличие указательного жеста
Результаты: 10 – 8 баллов – высокий уровень; 7-6- выше среднего;
5-4- средний; 3-2 – ниже среднего; 1-0 баллов - низкий
3
2
1
0
-1
2,3,4
1
0
3
Восприятие
Зрительное:
цвет:
- узнает и называет основные цвета;
- различает;
3
2
20
- сличает;
- представлений о цвете нет;
величина:
- различает величину и понятия «большой», « маленький»;
- соотносит предметы по величине;
- представлений о величине нет;
форма:
- соотносит предметы с формой;
- узнает и называет фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- представлений о форме нет;
целостный образ предмета:
- соотносит предмет и его контуры;
- составляет разрезные картинки из частей:
- четырех;
- трех;
- двух;
- не составляет разрезных картинок
Результаты: 11-10 баллов - высокий уровень; 9-7 – выше среднего; 6-5 – средний; 4-2 – ниже среднего; 1-0 баллов - низкий
Слуховое:
- реагирует на слова команды;
- на речь взрослого и собственное имя;
- на речевые звукоподражания;
- на звучащие игрушки;
- нет реакции
Результаты: 4 балла – высокий уровень; 3 – выше среднего; 2средний; 1 – ниже среднего; 0 баллов – низкий
Пространственное:
ориентируется в собственном теле:
- показывает и называет части тела;
- показывает некоторые части тела;
- не ориентируется;
ориентируется в группе:
- да;
- частично;
- нет;
1
0
2
1
0
2
1
0
4
3
2
1
0
3
2
1
1
0
2
1
0
2
1
0
ориентируется в пространстве стола:
- ближе –дальше;
- впереди- сзади;
- в середине;
- не ориентируется
Результаты:9-8 баллов- высокий уровень;7-5-выше среднего; 4-33 средний; 2-1- ниже среднего; 0 баллов- низкий
2
2
1
0
Мыслительная деятельность
Матрешка:
- действия адекватные, согласованные;
- адекватные, неточные, несогласованные;
- неадекватные.
Пирамидка:
2
1
0
21
- действия адекватные, согласованные;
- адекватные неточные, несогласованные;
- неадекватные.
Вкладки по форме:
- зрительное соотнесение;
- поисковые, целенаправленные действия, примеривание;
- силовые пробы;
- перебор вариантов;
- действия неадекватные.
Вкладки по величине:
- зрительное соотнесение;
- поисковые, целенаправленные действия, примеривание;
- силовые пробы;
- перебор вариантов;
- действия неадекватные.
Башня (конструирование):
-выполняет задания сам, действия целенаправленные;
- выполняет задания с помощью неточно;
- не выполняет заданий.
Предметные картинки:
- называет, обобщает;
- узнает, группирует;
- узнает, показывает;
- не узнает.
Простая сюжетная картинка:
- понимает сюжет;
- воспринимает некоторые объекты;
- не понимает сюжет
Результаты:17-18 баллов – высокий уровень; 14-11- выше среднего; 10-8- средний; 7-5 – ниже среднего; 4-2 балла - низкий
2
1
0
3
2
1
1
0
3
2
1
1
0
2
1
0
3
2
1
0
2
1
0
Сформированность способов осуществления деятельности
Действует самостоятельно.
Осуществляет деятельность:
- с привлечением внимания к предмету;
- по последовательной речевой инструкции;
- по образцу;
- по подражанию;
- на уровне совместных действий с педагогом;
- на уровне отдельных сопряженных действий.
В деятельности занимает пассивную позицию наблюдателя.
Отказывается от деятельности или не может ее выполнить
Результаты:8 баллов- высокий уровень; 7-6 – выше среднего;
5-4- средний; 3-2- ниже среднего; 1-0 баллов - низкий
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Мониторинг учителя-логопеда
Логопедическое обследование ребёнка с
нарушениями аутистического спектра
22
Показатели
1
Речевое развитие
Восприятие и понимание речи:
- выполняет действие по словесной инструкции;
- показывает названный предмет на картинке;
- выбирает и подаёт названный предмет;
- понимает обращенную речь ситуативно, на бытовом уровне;
- не понимает обращенную речь.
Собственная речь:
- употребляет простую нераспространённую фразу самостоятельно;
- повторяет простое предложение;
- произносит отдельные простые и лепетные слова;
- произносит звукокомплексы с определённым смыслом;
- поизносит отдельные звуки;
- речью не пользуется.
Результаты:8 баллов – высокий уровень; 7-6 – выше среднего;
5-4 – средний; 3-2 – ниже среднего; 1-0 баллов – низкий
Сенсорно-перцептивная деятельность
Сосредотачивает и концентрирует взгляд на объекте:
- да;
- частично;
- нет.
Переводит взгляд с одного объекта на другой:
- да;
- частично;
- нет.
Сопровождает взглядом движущийся объект:
- да;
- частично;
- нет.
Сопровождает взглядом передвигаемый им объект
- да;
- частично;
- нет.
Узнаёт знакомые предметы из группы неоднородных:
- да;
- частично;
- нет.
Узнает неречевые звуки:
- да;
- частично;
- нет.
Соотносит реальные предметы и их изображения:
- да;
- частично;
- нет.
Ощупывает предметы при узнавании:
- да;
Баллы
2
3
2
2
1
0
5
4
3
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
23
- частично;
- нет.
1
0
Результаты:16-12 баллов – высокий уровень; 11-9– выше среднего;
8-7 – средний; 6-4 – ниже среднего; 3-0 баллов – низкий
Временные представления
Представление о частях суток:
- есть;
- есть частично;
- нет.
Представление о последовательности событийв бытовых процессах:
- есть;
- есть частично;
- нет.
Представление о последовательности действий в предметно-игровой
деятельности:
- есть;
- есть частично;
- нет.
Результаты:6-5 баллов – высокий уровень; 4 – выше среднего;
3-2– средний; 1– ниже среднего; 0 баллов – низкий
Представления о себе и окружающем мире
О себе и окружающих:
- знает своё имя, имена и отчества воспитателей и других работников;
- знает только некоторые сведения;
- представления отсутствуют.
Бытовые:
- о местоположении и назначении комнат в группе (спальня, туалет, раздевалка);
- предметах быта (мебель, посуда, предметы гигиены и т.д.) и действия с ними;
- есть только отдельные представления;
- представления отсутствуют.
О предметах и явлениях:
- о знакомых игрушках, предметах ежедневного пользования, своей одежде;
- есть только отдельные представления;
- представления отсутствуют.
О мире животных и растений:
- узнаёт несколько животных, ёлку, цветы и деревья;
- есть только отдельные представления;
- представления отсутствуют.
Результаты: 8 баллов – высокий уровень; 6-7 – выше среднего;
5-4 – средний; 3-2 – ниже среднего; 1-0 баллов – низкий
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
1
0
2
1
0
2
1
0
Мониторинг воспитателей
Диагностика развития ребёнка снарушениями
аутистического спектра
Показатели
1
Игровая деятельность
Баллы
2
24
Проявление интереса к игрушкам:
- проявляет интерес;
- интерес поверхностный;
- интерес избирательный;
- не проявляет интерес.
Адекватность действий с игрушкой:
- адекватные действия;
- специфические;
- манипулятивные;
- неадекватные.
Овладение видами игры:
- сюжетно-ролевая;
- сюжетная;
- игра с элементами сюжета;
- процессуальная;
- манипулятивная;
- отказывается от игры
Результаты:10-9 баллов – высокий уровень; 8-7 – выше среднего;
6-5- средний; 4-3 – ниже среднего; 2-0 баллов - низкий
2
1
1
0
3
2
1
0
5
4
3
2
1
0
Элементарные математические представления
Выделение одного (общего) признака предметов:
- умение сформировано, сам выполняет действия;
- умение сформировано частично, выполняет действия с помощью;
- умение не сформировано.
Объединение в группу однородных предметов:
- умение сформировано;
- умение сформировано частично;
- умение не сформировано.
Различие понятий «один», «много»:
- умение сформировано;
- умение сформировано частично;
- умение не сформировано.
Счет:
- до пяти;
- до трех;
- не умеет считать.
Результаты:8 баллов – высокий уровень; 7-6 – выше среднего; 5-4 –
средний; 3-2 – ниже среднего; 1-0 баллов - низкий
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
Оценочная шкала общего показателя развития ребёнка
с нарушениями аутистического спектра
№ п/п
1
2
3
Количество баллов
120-95
94-70
69-44
Уровень развития
Высокий
Выше среднего
Средний
25
№
п/п
СенсоКоммуника- Речевое мотортивная сфера развитие ное
развитие
Представление
о себе и окружающем мире
26
Коэффициент успешного развития
Коэффициент актуального развития
Сформированность способов
Осуществления деятельности
Элементарные математические представления
О мире животных и растений
О предметах и явлениях
Бытовые
Восприятие
О себе и окружающем
Мыслительная деятельность
43-20
Игровая деятельность
Временные представления
Порстранственное
Слуховое
Сенсорно-перцептивная деятельность
Зрительное
Мелкая моторика
Общая моторика
Собственная речь
Восприятие, понимание речи
Неадекватное поведение
Навыки коммуникации
Контактность
Этапы диагностики
Группа
Ф.И. ребёнка, дата рождения
4
Ниже среднего
Мониторинг личностного развитияребёнка с
нарушениями аутистического спектра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №34»
636700, с. Каргасок, Томская область, ул. Лесная 30
ИНН 7006004332, КПП 700601001, ОГРН 1027000615410
Телефон / факс (8 38 253) 2-13-48 , 2–19-05
Email: ds-34@sibmail.com
Утверждаю:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от 31.08.2021г.
Заведующий МБДОУ
«Каргасокский д\с №34»
_____________Севостьянова О.А.
Приказ № 59 от 01.09.2021г.
Согласовано:
Законный представитель ребенка с ОВЗ
___________________________
«_____» _______________20 г
Индивидуальная адаптированная программа
на ребёнка с нарушениями аутистического спектра
Составители программы:
учитель-логопед Н.В. Леонтьева
педагог- психолог Е.П. Колмакова
муз. руководитель И.В. Гаус
старший воспитатель И.Н. Терентьева
27
28