Рабочая программа учителя логопеда + Аннотация

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цели, задачи построения рабочей программы коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ.
1.3 Характеристики речевых нарушений.
 Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР).
 Общая характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи (ФФНР).
 Общая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
 Характеристика контингента воспитанников.
1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры).
II Содержательный раздел
2.1 Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
2.2 Планирование коррекционной образовательной деятельности.
 Учебно – тематическое планирование.
 Направления коррекционно-развивающей работы.
2.3 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН, ФФН,
ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни.
2.4 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН, ФФН,
ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.
2.5 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы.
2.6 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ. Организация
развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
3.2 Перечень нормативных и нормативно – методических документов
Используемая литература

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» в редакции от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Содержание рабочей
программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам,
устанавливаемым в соответствии с гл. 2 ст. 10 п.1. (утв. приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 №1155)
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте,
подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства
Образования РФ, в частности Программа воспитания и обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Программа
логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у
детей» авторы Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. «Программа коррекционно-развивающей
работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к
организации образовательного процесса в детском саду.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том
числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи
рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и
подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую
полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие
фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной
речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и
общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как
основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой
школе, а так же его социализации.
В МБДОУ «Каргасокский д/с № 34» осуществляется коррекция нарушений речи в
условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных
учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с
тяжёлыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла
необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных
программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую
деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при
массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «От рождения
до школы». Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Согласно нормативам, постановлению Главного государственного санитарного врача РФ
от 28сентября 2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи». Учитывая требования к организации режима дня и
учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не
должен превышать нормы допустимые СанПинами.

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с
детьми 7-го года жизни 30 минут.
1.2 Цели, задачи построения рабочей программы коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях,
развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
 раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
 преодоление недостатков в речевом развитии;
 воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия;
 подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
 формирование навыков учебной деятельности;
 осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,
сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских
учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий
может меняться по усмотрению логопеда.
Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением
связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и
родителей дошкольников.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в
условиях логопедического пункта ДОУ может корректироваться в связи с
изменениями:
 нормативно-правовой базы ДОУ;
 образовательного запроса родителей;
 выходом примерных основных адаптированных образовательных программ;
 возрастного состава детей;
 диагнозов поступающего контингента детей.
1.3 Характеристики речевых нарушений
Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в
нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами
артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с
нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных органов при
сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных по
артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще всего
нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;
сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из следующих
вариантах:
 отсутствие звука лапа – апа;
 замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;



смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может одновременно
иметь несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с другими) япа, маляко;
 искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым
нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и
мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура слов
(ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые
незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая
познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при
этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании
абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может
быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие
учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с ФНР является
необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в
дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения. Дети с ФНР
нуждаются в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта
ДОУ, которая учитывает все логопедические, физиологические и психологопедагогические особенности дошкольников с фонетически недоразвитием речи.
Общая характеристика речи детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования
произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия
и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией
акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной
сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей
ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения
на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и
слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся
акустико-артикуляционными
признаками.
Уровень
развития
фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень
недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
 трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
 при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным
фонетическим группам;
 невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
 недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же
звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например,
вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо
«сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
 замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих





звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется
на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных
словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других
заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например,
ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в
речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает
дошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается
слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер
нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития
фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия
выражается в:
 нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
 неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
 затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших
психических процессов:
 внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим,
а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно
сосредоточить­ся на одном предмете и по специальному заданию переклю­читься
на другой;
 объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
 отмечаются особенности в протекании мыслительных опе­раций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышле­ния дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего
может быть замедленным и восприятие учебного мате­риала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в
педагогическом плане характеризуются следующим образом:
 поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на
занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в
течение длительного времени;
 возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-,
трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного
выполнения;
 в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Дети с ФФНР нуждаются в коррекционно-развивающей работе в условиях
логопедического пункта ДОУ, которая учитывает все логопедические, физиологические и
психолого-педагогические особенности дошкольников с ФФНР.
Общая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это такое речевое нарушение, при котором у детей с
нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие
всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексикограмматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты
развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает

недоразвитие других компонентов речевой системы. Логопедический пункт ДОУ
посещают дети с разным уровнем общего недоразвития речи:
ОНР 1 уровня: Активный словарь детей с ОНР 1 уровня находится в зачаточном
состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество
общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.
Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка —де), часто
сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов,
сходных со словами (петух — уту, киска —тита), а также совершенно непохожих на
произносимое слово (воробей —ки).
В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они
недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в
неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти
отсутствует.
Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми
предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ОНР 1 уровня не
используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения
грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных
флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно
обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).
Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако,
понимание речи вне ситуации ограничено. На первый план выступает лексическое
значение слов.
Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует.
Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа
туту — папа уехал.
Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не
сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние
звукопроизношения у таких детей
Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Способность
воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ОНР 1 уровня ограничена. В их
самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В
отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух
слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и
четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова,
часто употребляемые в речи). Звуковой анализ слова детям с ОНР 1 уровня недоступен.
Они не могут выделить отдельные звуки в слове.
ОНР 2 уровня: Активный словарь детей с ОНР 2 уровня расширяется не только за счет
существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных
(преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно-логопедической
работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в
элементарных значениях.
В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки
изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти
попытки оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в
именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и
множественного числа настоящего времени.
В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов
(кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода
(например, мама купил). Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи
детей не употребляется.

Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы,
они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы).
Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака
живет на будке, я был елка). Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.
Способами словообразования дети с ОНР 2 уровня не владеют.
У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее
развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах.
Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов,
неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.
Звукопроизношение у детей с ОНР 2 уровня значительно нарушено. Обнаруживается их
неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время
отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять
правильно и неправильно произносимые звуки.
ОНР 3 уровня: На фоне сравнительно развернутой речи у детей с ОНР 3 уровня
наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В их
активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова,
характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы
действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество
ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Словарный запас детей с ОНР 3 уровня ограничен, поэтому часто отмечается неточный
выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их
редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их
(памятник — героям ставят).
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие
непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму,
некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные
используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).
Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые
предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.).
Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются
значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства,
характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около,
между, через, сквозь и др.).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора
однокоренных слов.
В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие
затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении
предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует
правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и
причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.).
Дети с ОНР 3 уровня пользуются полной слоговой структурой слов.
Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2022 – 2023 учебном году на
коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми
диагнозами.
ОНР I у.р.р.
3

ОНР II у.р.р.
4

ОНР III у.р.р.
20

ФФНР
7

ФНР
3

1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры)
Результаты освоения рабочей программы коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ представлены в виде целевых
ориентиров.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются
независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития
детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической
и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями
детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного
образования, 6-7 лет (ФНР, ФФНР) в соответствии с программой ДОУ относятся
следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
 Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения,
знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по
серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы
элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности.
 Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
 Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности.
 Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен
выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
 Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим,
к различным видам деятельности.
 Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
конфликты.
 Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
 Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
 Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям.
 У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования.
II. Содержательный раздел
2.1 Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи
Содержание Рабочей программы коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда в условиях логопедического пункта ДОУ направлено на реализацию следующих
принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как
системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального

воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на
каждый ее элемент.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект,
обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в
соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и
механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит
объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по
относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в
пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения
материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой
темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного
материала и овладение новыми знаниями
Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного
материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической
деятельностью и недостаточным контролем поведения.
5.Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса
обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе
с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа
(подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического
воздействия по всем разделам программы.
 На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы
речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание
и пр.).
 На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов
речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим
направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика,
грамматический строй и пр.).
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в
естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация
принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу
реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций
реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение
коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам
занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом
которой является коммуникация.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с
возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и
воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации:
личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать
в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов,
эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация
принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе
индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов
интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение
средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники,
психокоррекции и пр.

10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых
обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной
деятельности.
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего
обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего
обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи
тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать
конкретные задачи во всех формах ее организации. Таким образом, коррекционная
логопедическая работы по рабочей программе обеспечивает условия для гармоничного
взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта,
способствующего его физическому здоровью.
2.2 Планирование коррекционной образовательной деятельности
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз
ФН, ФФН, ОНР-III ур.р.
(6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)
I период
2 половина сентября – 1 половина ноября. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю,
7 часов 30мин.
II период
2 половина ноября –1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,
10 часов
III период
2 половина февраля – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 часов
звукопроизношение + связная речь.
Всего 66 занятие в год, 27 часов 30мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз
ФН, ФФН , ОНР-III ур.р.
(7 года жизни, разделено на 3 периода обучения)
I период
2 половина сентября – октябрь. 7 недель; 13 занятий – 2 занятия в неделю,
6 часов 30 мин.
II период
ноябрь – февраль. 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 часов
III период
март – май. 11,5 недель; 23 занятия – 2 занятия в неделю, 11 часов 30мин.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь.
Всего 68 занятий в год, 34 часа
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных
занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,

активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,
сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией
каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических
условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой
структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания
подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по
следующим основным направлениям:
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых
сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях;
• совершенствование мимической моторики;
• совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая
и артикуляционная моторика);
• развитие артикуляционного и голосового аппарата;
• развитие просодической стороны речи;
• формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
• формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
• развитие диалогической и монологической речи.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут.
 ФНР– 2 раза в неделю;
 ФФНР – 2 раза в неделю;
 ОНР-III ур.р – 2-3 раза в неделю.
По мере формирования у детей произносительных навыков, для автоматизации
произношения, учитель-логопед может объединять детей как в подгруппы, так и в
подвижные микрогруппы.
Работа в подвижных микрогруппах представляет логопеду возможность варьировать цели
и содержание занятий в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и
индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда
большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют
детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Работа в
подвижных микрогруппах по коррекции и развитию речи строится по следующим
основным направлениям:
 закрепление навыков произношения изученных звуков;
 отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
состоящих из правильно произносимых звуков;
 воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из
правильно произносимых звуков;
 расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее
звуков;
Микрогрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность микрогруппового занятия 20-25 минут.

Основная цель подгрупповой работы – воспитание навыков коллективной работы, умения
слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы
голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой
продукции детей.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-6 человек,
периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного
возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте
ребёнка.
Продолжительность занятий с детьми:
 ФНР – от 3 до 6 месяцев;
 ФФНР и ФНР (полиморфная дислалия) – 1 год
 ОНР-III ур.р. – 1-2 года.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её
помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,
разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза,
автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная
монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и
заключается главная цель данной программы.
Учебно – тематическое планирование
название
ФН ФФН ОНР IIIур.р.р.
Всего Подгруппо Индивидуа
занят вые занятия льн.
ий в
занятия
год
132
66
66
Формирование
звукопроизнош
ения
Обучение
связной речи
Подготовка
к
обучению
грамоте
Количество
часов

ФН ФФН ОНР IIIур.р.р.
Всего
Подгруппо Индивид
занятий в вые
уальн.
год
занятия
Занятия
136

68

68

116

50

66

103

35

68

16

16

-

15

15

-

-

-

-

18

18

-

38ч.
30м.

27ч. 30м.

11ч.

45ч.35м.

34ч.

11ч. 35м.

Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном
учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать
технические средства обучения.

На занятиях по подготовки обучению грамоте дети работают в «Рабочих тетрадях от А до
Я» Е.В. Колесниковой.
Коррекционно-воспитательная работа с ФНР, ФФН и ОНР строится с учетом
особенностей психической деятельности детей.
Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у
дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими
процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФНР, ФФН и ОНР),
обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования
дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также
следует учитывать программные требования данного возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы:
 формирование полноценных произносительных навыков;
 развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза;
 развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
 обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
 воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое
предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной
связной речи;
 развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой
определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в
произношении фонем;
 формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
2.3 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни.
I период
Основное содержание работы
Произношение
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных),
имеющихся в речи детей.
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на
их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными
особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.
Фонематическое восприятие
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счёт одного звука.
Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце
слова.
Выделение среднего звука в односложном слове (мак).
Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.
Развитие речи
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени
(я пою, мы поём, вы поёте, они поют).
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными
мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего
времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили).
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в
короткий текст.
Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно –
графический планы.
II период
Произношение
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности
её фонетического оформления.
Постановка отсутствующих звуков.
Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких
текстах.
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
 по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.);
 по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.);
 в обратных слогах;
 в слогах со стечением двух согласных;
 в словах и фразах.
Фонематическое восприятие
Определение наличия звука в слове.
Распределение картинок, названия, которых включает:
 дифференцируемые звуки;
 определённый заданный звук.
На том же материале:
 определение места звука в слове;
 выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;
 совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной
звуконаполняемости;
 анализ и синтез прямого слога;
 выделение согласного звука в начале слова;
 выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в
чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов
(гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
 по твёрдости – мягкости ([п] – пь], [т] – [ть] и т. д.);
 по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);
 в обратных слогах;
 в слогах со стечением двух согласных;
 в словах и фразах;
 составление предложения с определённым словом;
 анализ двухсловного предложения;
 анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
Развитие речи
Закрепления в самостоятельной речи навыка:
 согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и
образования относительных прилагательных;
 согласование порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
 подбирать однокоренные слова;
 образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);
 составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
 распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми,
дополнениями, определениями;
 составлять предложения, по опорным словам;
 составлять предложения по картине, серии картин;
 пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
III период
Произношение
Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
 [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л];
 в прямых и обратных слогах;
 в слогах со стечениием трёх согласных;
 в словах и фразах;
 в коротких текстах и стихах;
 закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.

Развитие речи
Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек,
сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.)
Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала
дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).
Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался
между столом и шкафом).
Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить –
учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).
Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий
заданной последовательности.
Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.
Составление рассказов с элементами творчества.
Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их
однородными членами и т.д.
Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского
языка.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных
грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
 дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
 различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
 овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.
2.4 Содержание логопедической работы на логопункте
по преодолению ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.
I период
Произношение
Постановка отсутствующих звуков.
Закрепление правильно произносимых звуков.
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из
правильно произносимых звуков.
Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного
произношения звуков.
Различение звуков на слух:
 по твёрдости – мягкости;
 по глухости – звонкости;
 по месту образования
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Фонематическое восприятие
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на
их акустические и артикуляционные признаки.
Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения
твёрдых и мягких звуков.

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние
гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком,
сом, кнут.
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).
Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.
Преобразование слогов.
Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.
Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук»,
«твёрдый звук», «мягкий звук».
Составление графической схемы слова.
Называния порядка следования звуков в слове.
Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.
Умение давать качественную характеристику звуку.
Развитие речи
Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления:
существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски,
кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа,
личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много
кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.)
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с
существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний
глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют –
дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя
сумка, мои туфли)
Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает,
выливает…);
способом присоединения суффиксов (мех – мехо – вой - меховая, лимон – лимонный –
лимонная);
к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико);
способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).
Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени
действия.
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много –
яблок, платьев).
Распрострастранение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу);
выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?
составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме;
воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.
Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у,
в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции
(надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную
грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа).
Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной
последовательности.

II период
Произношение
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в
связи с закреплением правильного произношения.
Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их
дифференциация.
Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие
Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.
Составление схемы слов из фишек и полосок.
Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный,
краска.
Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный»,
«твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».
Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой –
гласный, 3-ий мягкий согласный, например, лось, конь, соль т.п.)
Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).
Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Деление слов на слоги.
Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем
слов.
Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу).
Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка,
стол – столик и др.).
Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без
предлогов и с предлогами.
Выкладывание из полосок схемы предложения.
Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений
недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
Развитие речи
Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа,
падежа, времени действия.
Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто,
торты, крылья).
Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались
белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.);
Прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и
множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики);
Согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению
окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и
множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце;
ые… голубые полотенца).

Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили…
два платья.., пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек).
Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл –
буду играть);
Глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал).
Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка,
снежный, снежок и т. д.)
Образование слов:
 способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал,
приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал);
 способом присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных
(деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения
(трёхколесный, первоклассник)
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии
(учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист)
Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы)
Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький
кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.)
Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных
падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша
катался на трёхколёсном велосипеде.)
Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и
множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных
сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…)
Закрепление навыков составления и распространения предложений.
Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в,
по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме
(кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот.)
Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью
вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу).
Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у)
дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.
Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
Составление предложений, по опорным словам, (Коля, играть, мяч)
Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с
союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице
идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор.
Конструктор подарил брат. Роме понравился конструктор, который подарил брат.)
Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.
Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.
Планируемые результаты логопедической работы:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 чётко дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
 различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий
звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.

2.5 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы
Формы реализации рабочей программы коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более
образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Освоение программного материала осуществляется в:
 совместной деятельности педагога с детьми (организованной образовательной
деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах);
 самостоятельной деятельности детей.
Коррекционная образовательная деятельность осуществляется в различных видах
детской деятельности:
 игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
 познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
 восприятие художественной литературы и фольклора,
 проектная деятельность.
Организация коррекционной работы может модифицироваться в соответствии с
динамикой развития ситуации. Содержание коррекционной работы осуществляется как в
процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
 индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем-логопедом;
 активных действий в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в кабинетах специалистов, прогулка);
 совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
 приема пищи;
 дневного сна;
 фронтальных занятий;
 организации взаимодействия в детско-родительских группах;
 праздников, конкурсов, экскурсий.
Способы реализации Рабочей программы коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ
К способам реализации относятся:
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения эмоционального благополучия учитель-логопед должен:
 общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
 внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать
делиться своими переживаниями и мыслями;
 помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
 создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра,
рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым
для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
 обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и
могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям учителю-логопеду
следует:





устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию
новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения
возникающих проблемных ситуаций).

Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности учитель-логопед должен выстраивать
образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
 учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в
том числе с растениями;
 изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с
возникающими игровыми ситуациями;
 быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
 создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
 определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
 наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня
отражаются в игре;
 отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита
слабо;
 косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например,
предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Создание условий для развития познавательной деятельности
Стимулировать детскую познавательную активность учитель-логопед может:
 регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения
информации, но и мышления;
 регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе —
проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
 обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
 позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной
ситуации;
 организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по
одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
 строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход
дискуссии;
 помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
 помогая организовать дискуссию;
 предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные
модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Создание условий для развития проектной деятельности
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
 создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство,
стимулируют стремление к исследованию;
 быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях,
регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные
детьми вопросы;






поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные
решения;
помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их
идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений,
аргументировать выбор варианта.

2.6 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Многие родители, не
компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так
необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Взаимодействие учителялогопеда с родителями как с участниками образовательного процесса, значительно
повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Учителем-логопедом
организуется
как
индивидуальное,
так
и
групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу
родителей или педагогов.
На индивидуальных консультациях родителям учитель-логопед сообщает результаты
диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по
вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.
Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса
осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими
индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков,
созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в
коррекционном процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется
общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по
коррекции и развитию детской речи.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач
коррекционно-развивающего направления деятельности логопеда ДОУ и пропедевтики
речевых нарушений у детей. Одним из направлений работы учителя – логопеда в условиях
логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей,
имеющих различные речевые нарушения.
Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного
процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, психических
процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутри личностные конфликты и
проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях
детей, формируются детско-родительские отношения.
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда
ДОУ, организация развивающей предметно-пространственной среды
логопедического кабинета
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группах и
кабинете логопеда:








создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии,
позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности,
стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности,
инициативности,
помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы
каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать,
сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна
уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его
эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных
составляющих развивающей среды.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы
способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность
детей, стимулировать их активность и инициативность.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда
должна включать в себя:
 Зеркало с лампой дополнительного освещения.
 Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного
массажа.
 Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
 Спирт.
 Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки,
свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные
пузыри, перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
 Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп
(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты,
словесные игры). Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
 Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы
речи.
 Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки,
серии сюжетных картинок.
 Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания
стихотворений.
 Лото, домино по изучаемым лексическим темам
 Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный
материал.
 Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков
всех групп.
 Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп.
 Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
 Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию
навыков звукового и слогового анализа и синтеза,
 Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
 Классная доска;

 Шкафы для пособий;
 Письменный стол для работы учителя-логопеда;
 Столы для занятий с детьми;
 Стулья детские.
3.2 Перечень нормативных и нормативно – методических документов
1.
2.
3.
4.
5.

Речевая карта на каждого ребёнка (приложение № 1)
Диагностика речевого развития (приложение № 2)

Табель учета посещаемости логопедических занятий (приложение № 3)

Индивидуальный план коррекционной работы по звукопроизношению (приложение № 5)
Годовой план, в котором предусмотрены следующие разделы:
 обследование состояние речи детей;
 комплектование логопункта;
 контакты с воспитателями и родителями;
 консультативная работа;
 работа над дидактическим материалом;
6. Ежедневный план работы (в виде карточек или конспектов)
7. Отчет о проведенной работе (приложение № 4)

ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»
Приложение № 1
Речевая карта
Дата поступления____________________ Откуда прибыл ____________________________
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Ф.И.О. родителей, место работы, должность:
Мать____________________________________________________________________
Отец____________________________________________________________________
Жалобы родителей_____________________________________________________________
Слух, зрение, интеллект_________________________________________________________
Данные о ходе речевого развития: лепет_________________ первые слова_______________
простая фраза__________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине__________________________
Данные о раннем физическом развитии ребёнка_____________________________________
Состояние общей и мелкой моторики______________________________________________
Ведущая рука_________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата____________________________________________
______________________________________________________________________________
Общее звучание речи: темп__________________________голос________________________
разборчивость_________________________дыхание______________________
Связная речь:
 Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?___________________________________ Сколько лет?______________
Где ты живёшь?____________________________________________________________
Как зовут твою маму?_________________________________папу?_________________
Кем работает мама?___________________________________папа?_________________
 Составление рассказа по картинке:____________________________________________
 Составление рассказа по серии картинок:______________________________________
____________________________________________________________________________
 Пересказ:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Предметный словарь:
 Объяснение значений слов: холодильник______________________________________
 самокат____________________________пылесос_______________________________
 Название частей предметов и частей тела:
плечо_____________________локоть__________________колено______________________
донышко___________________________сиденье____________________________________
 Обобщение в активе и пассиве:
Одежда___________________Транспорт__________________________Овощи______________
Обувь____________________Посуда_____________________________Фрукты_____________
Мебель___________________Животные__________________________Игрушки____________
Словарь признаков:
 Подбор прилагательных к имени
существительному_______________________________________________________________
 Подбор антонимов______________________________________________________________
 Образование относительных прилагательных________________________________________
 Образование притяжательных прилагательных_____________________________________
 Образование название детёнышей животных________________________________________
Глагольный словарь:______________________________________________________________
Грамматический строй речи:
 Употребление имени существительного в Род. п._______________________________________
 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных_______________________
 Согласование прилагательных с существительными ед. ч._______________________________
 Согласование существительных с числительными ______________________________________
 Предложно-падежные формы использования предлогов в речи: на ____ в _____ с _____
из_______
перед _____ за _______ к ________ под ______ над______ из-за______
из-под ________ от________
 Звукопроизношение:
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
К
Г
Х
J
 Фонематический слух:
та-да-та____________ па-ба-па _____________ша-жа-ша________________ са-за-за____________
ка-га-га____________ ба-ба-па_____________ша-са-ша_____________дом-том-ком____________
 Анализ звукового состава слова:
выделение первого звука в слове:
аист______удочка_______облако_______игла______эхо______
последний звук в слове:
грибы_______кольцо________кот_______жук_________дом_____________
 Произношение слов сложного слогового состава:_____________________________________
 Логопедическое
заключение______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Дата__________________________
Логопед__________________________

Приложение № 2
Диагностика речевого развития

Приложение № 3
Табель учета посещаемости логопедических занятий ……… Месяц 20… год
№
дата
Фамилия,
имя
1
2
3
4
Приложение № 4
Отчёт о работе

Приложение № 5

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (_________год обучения)
Имя, фамилия ребенка________________________________________________________
Дата рождения, возраст_______________________________________________________
Логопедическое заключение___________________________________________________
Направления
Виды работы / цели и задачи
Виды занятий
Вып-ние
обучения
1.Работа над
индивидуальные
 массаж, направленный на
звукопроизношением
укрепление мышц губ и языка
 артикуляционная и дыхательная
гимнастика
 постановка звуков
 автоматизация звуков в слоге,

слове, фразе и свободной речи
 дифференциация звуков близких
по звучанию, по глухости звонкости, твёрдостимягкости
2.Развитие
 находить место звука в слове
фонематического слуха (начало, середина, конец)
и восприятия
 определять наличие или
отсутствие звука в слове
 дифференцировать слоги и слова
близкие по звучанию
 определять последовательность
звуков в слоге
 дифференцировать гласные согласные звуки
3.Формирование
 подбор слов-антонимов
лексикограмматических существительных и
категорий
прилагательных
 обогащение словаря
прилагательных и глаголов
 работа над образованием и
изменением слов
 согласование слов в
словосочетании и предложении
4.Работа над слоговой
 отработка изолированных
структурой слова
стечений согл., введение в слово
 отработка слов сложной слоговой
структуры
5.Формирование
 пересказ текста со зрительной
связной речи
опорой (картинному плану) и без
 работе с текстами цепной
организации (по Воробьёвой)
 составление описательных
рассказов (приём || описания)
 составление рассказов по серии
картин и по одной сюжетной
 работа с деформированными
текстами
6.Обучение элементам
 звукобуквенный анализ слогов и
грамоты
простых слов
 деление слов на слоги,
соотнесение со схемой
 составление схем предложений,
подбор предложения по схеме
 анализ предложения с помощью
картинок и символов
7.Развитие
 учить ориентироваться
графомоторики и
относительно другого, на листе
ориентировка
бумаги
 правильное использование в речи
предлогов

фронтальные,
подгрупповые,
индивидуальные

фронтальные
подгрупповые
индивидуальные

подгрупповые
индивидуальные

фронтальные
подгрупповые
индивидуальные

фронтальные
подгрупповые
индивидуальные

индивидуальные

8.Развитие понимания
речи

 закрепление правильного образа
букв
 учить понимать
многоступенчатые словесные
инструкции
 учить понимать значения
глаголов близких по значению
 учить понимать и объяснять
значения некоторых слов

индивидуальные

Используемая литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера,
2008.
5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей
группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. –
М.: Гном-Пресс, 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2007.
10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в
дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная
Пресса, 2003.
13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
14. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. //Программа коррекционного направления
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
Литература для родителей
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство –
ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
4. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.

6. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента,
2008.
7. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.
8. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.
9. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
10. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
11.Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте.
М.: Книголюб, 2000.
12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».